Мельников Алексей Александрович Подписан: Мельников Алексей Александрович DN: E=kushva-school3@mail.ru, INN=662001969131, SNILS=02721521413, C=RU, S=66 Свердловская область, L=г. Кушва, G=Алексей Александрович, SN=Мельников, CN=Мельников Алексей Александрович Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2022.10.07 13:35:46+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 2-4 класс Приложение к приказу МАОУ СОШ №3 от 31.08.2022г. №135 «О внесении изменений в основные общеобразовательные программы основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования» Музыка 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Музыка" Предметная область «Искусство» Выпускник научится Выпускник получает Предметный результат возможность научится освоения ОП НОО Основы музыкальной грамоты Звук. Свойства Реализовывать 1) сформированность музыкального звука: творческий потенциал, первоначальных высота, длительность, собственные творческие представлений о роли тембр, громкость. замыслы в различных музыки в жизни человека, Мелодия. Типы видах музыкальной ее роли в духовномелодического движения. деятельности (в пении и нравственном развитии Интонация. Начальное интерпретации музыки, человека; представление о клавиатуре музыкально-пластическом 2) сформированность фортепиано (синтезатора). движении и основ музыкальной Подбор по слуху попевок и импровизации). культуры, в том числе на простых песен. Организовывать материале музыкальной Метроритм. Длительности: культурный досуг, культуры родного края, восьмые, четверти, самостоятельную развитие половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая музыкально-творческую художественного вкуса и доли. Такт. Размеры: 2/4; деятельность; интереса к музыкальному 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, музицировать. искусству и музыкальной четвертных и половинных Использовать систему деятельности; длительностей, пауз в графических знаков для 3) умение воспринимать ритмических упражнениях, ориентации в нотном музыку и выражать свое ритмических рисунках письме при пении отношение к исполняемых песен, в простейших мелодий. музыкальному оркестровых партиях и Владеть певческим произведению; аккомпанементах. Двух- и 4) использование трехдольность – восприятие голосом как инструментом духовного музыкальных образов при и передача в движении. Лад: мажор, минор; самовыражения и создании тональность, тоника. участвовать в театрализованных и Нотная грамота. коллективной творческой музыкально-пластических Скрипичный ключ, нотный деятельности при композиций, исполнении стан, расположение нот в воплощении вокально-хоровых Основные задачи реализации содержания Развитие способностей к художественнообразному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру объеме первой-второй октав, 2 диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо. заинтересовавших его произведений, в музыкальных образов. импровизации. Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира. Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). 3 2. Содержание учебного предмета «Музыка» Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 4 3. Тематическое планирование учебного предмета "Музыка" УМК (Школа России) 2 класс № п/п Дат а по пла ну Дата по факту Тема урока Характеристика деятельности учащихся Россия – Родина моя (3ч) 1 2 Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. 3 Гимн России. Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. День, полный событий (6ч) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Музыкальные инструменты. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Природа и музыка. Прогулка. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, Танцы, танцы, танцы… импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Эти разные марши. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Звучащие картины. Расскажи сказку. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе). Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Колыбельные. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках Обобщающий урок 1 четверти. «О России петь – что стремиться в храм» (5ч) Великий колокольный звон. Звучащие картины. Музыкальная азбука. Длительности. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Святые земли русской. Александр Невский. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Сергей Радонежский. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабочей тетради Утренняя молитва. В церкви. С Рождеством Христовым! Обобщающий урок. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч) Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы. Русские народные инструменты. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. 5 Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Проводы зимы. Встреча весны. В музыкальном театре (5ч) «Сказка будет впереди». Музыкальный диалог. Детский музыкальный театр. Опера, балет. Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. из оперы. Какое чудное мгновение! Увертюра. Финал. В концертном зале (5ч) Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Волк». Тембры инструментов. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Тембры Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. различных групп инструментов симфонического оркестра. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Партитура. Обобщающий урок Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6ч) Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И все это – Бах! Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя. Все в движении. Тройка. Попутная песня. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. Музыка учит людей понимать друг друга. Два Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. лада. Легенда. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Природа и музыка. Весна. Осень. Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок 4 четверти – заключительный урок-концерт. 6 3 класс № п/п 1 Тема урока Мелодия - душа музыки Кол- во Элемент час. содержания Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5ч.) Интонационно-образная природа музыкального искусства. 1 Основные средства музыкальной выразительности 2 Природа и музыка. Звучащие картины. 1 3 1 4 «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Кантата «Александр Невский». 5 Опера «Иван Сусанин». 1 6 Утро. 1 7 Портрет в музыке. 1 8 В детской! Игры и игрушки. На прогулке. 1 1 (мелодия).Песенность как отличительная черта русской музыки. - «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. Интонационно-образная природа музыкального искусства. - П.Чайковский «Симфония №4» 2часть. - «Моя Россия» Г.Струве. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; - «Жаворонок» М.Глинка; «Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. - «Александр Невский» С.Прокофьев Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. - Сцены из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка Характеристика деятельности учащихся. Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации, Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.) Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. «Утренняя молитва» П.Чайковский. «Утро» Э.Григ. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. - С.Прокофьев «Петя и волк»; - «Болтунья» С.Прокофьев. б. «Золушка»; «Джульетта – девочка» Выразительность и изобразительность в музыке. - «С няней» М.Мусоргский; - «С куклой», «Тюильрийский сад» М.Мусоргский. - П.Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла». - «Колыбельная песня» П.Чайковский. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий:песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. 7 9 10 Вечер. Обобщающий урок. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» 1 Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть. Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная 1 музыка в творчестве композиторов.Образ матери в музыке, поэзии, 11 Древнейшая песнь материнства. 1 12 Вербное воскресенье. Вербочки. 1 13 Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир). 1 14 «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. изобразительном искусстве. - «Ave,Maria» Ф.Шуберт - «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов.Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери «Мама» В.Гаврилин. «Мама» Ч.А Биксио, (исп. Р.Лоретти). Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. «Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»), «Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. - Величание князю Владимиру и княгине Ольге. - «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч.) Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные 1 музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного 15 Певцы русской старины (Баян. Садко). 1 16 Певцы русской старины (Лель). 1 17 Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (обобщение). 1 творчества. - «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова - Песни Садко из оперы Н.Римского-Корсакова. - «Заиграйте, мои гусельки» - «Высота ли, высота» Садко и Морской царь – русская былина Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. - Песня Садко с хором Н.Римский Корсаков. - Вторая песня Баяна М.Глинка. Народная и профессиональная музыка. - «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. - Масленичные песни; Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. 8 - «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка». Раздел 5: «В музыкальном театре» (6 ч.) 18 Опера «Руслан и Людмила» 1 19 Опера «Орфей и Эвридика» 1 20 Опера «Снегурочка». 1 21 Океан – море синее. 1 22 Балет «Спящая красавица». 1 23 В современных ритмах. 1 24 Музыкальное состязание. 25 Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. 26 Музыкальные инструменты (скрипка) 27 Сюита «Пер Гюнт» (обобщение) Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведения. Певческие голоса. - Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. - Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. -Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. - Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. -Р.Роджерс «Звуки музыки» - «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий:контраст, ария, каватина, увертюра. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий:ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей Знать/понимать:контрастные образы, балет, развитие. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкальнопластическое движение). Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушательвариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов Раздел 6: «В концертном зале» (6 ч.) Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. - «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский. -«Веснянка» - укр. н.п.Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. - «Шутка» И.-С.Бах - «Мелодия» П.Чайковский; - «Каприс №24» Н.Паганини. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня -Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. - Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов; - разученные песни. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта);продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий:скрипач, виртуоз. Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. Знать/понимать:смысл понятий:вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. 9 «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. - «Симфония №3» Л.Бетховен. - «Соната №14»;, - «К.Элизе» Портрет композитора. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель - слушатель Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике 28 «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии. 29 Мир Бетховена 30 Раздел 7:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.) смысл понятий:музыкальные иллюстрации, музыкальная речь. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты- Знать/понимать: Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать «Чудо-музыка». Острый ритм – 1 понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи исполнители. выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в джаза звуки. Музыка – источник вдохновения и радости. ситуации сравнения произведений разных видов искусств. 31 «Люблю я грусть твоих просторов». 1 32 Мир Прокофьева 1 33 Певцы родной природы. 1 34 Прославим радость на земле 1 -«Я поймал ритм» Дж.Гершвин; «Колыбельная Клары» Дж.Гершвин. -«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. - Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; - Э.Григ «Утро» - П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. -С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»; Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. - Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости» - В.Моцарт «Слава солнцу» - Хор «Славься!» из оперы М.Глинки - «Патриотическая песня» М.Глинка. - Кант «Радуйся, Росско земле». - В.Моцарт «Симфония №40» - Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Знать/понимать: смысл понятий:ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации;музыкальная речь, лирика. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Знать/понимать:опера, симфония, песня. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Знать/понимать: названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. 10 4 класс № п/п 1 Тема урока Инструктаж по ТБ на уроках музыки. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» Характеристика учебной деятельности, формирование УУД Дата предметные метапредметные личностные План Научатся: Будут знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса, демонстрировать личностно-окрашенное эмоциионально-образное восприятие музыки, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. Р. Сохранение учебной задачи на протяжении всего урока. П. Готовность получать новые знания от учителя. К. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками Осознание и эмоциональное восприятие музыки. Выражение эмоционального отношения услышанного в рисунке. 2 «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Научатся: - выполнять творческие задания в творческой тетради; -составлять рассказ по рисунку; Р. Адекватное оценивание своих достижений. П. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме К. Осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности Понимание роли музыки в собственной жизни.Представление широкой публике результатов собственной деятельности в пении. 3 Как сложили песню. Звучащие картины. Научатся: определять жанры народных песен; исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. Демонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки, увлеченность музыкальнотворческой деятельностью. 4 Жанры народных песен. Научатся:узнавать образцы народного музыкальнопоэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играхдраматизациях. Р.принимать и сохранять учебную задачу; П.Делать обобщения, выводы по новому материалу. К.Участвовать в общей беседе по теме урока. Р. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. П. Понимать предназначение народных песен. К. Формулировать собственное мнение и гражданскую позицию 5 «Я пойду по полю белому…» Научатся:оределять на слух изученные произведения и авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 6 «На великий праздник собралась Русь!» Научатся: участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. 7 Святые земли Русской. Илья Муромец. Научатся: понимать слова: житие, стихира; Проводить интонационно- образный анализ 8 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Научатся: понимать значение лирики в поэзии и музыке, определять названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 9 «Что за прелесть эти сказки!» Научатся: понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных музыкальных инструментах Р. Соотносить результаты деятельности с результатами одноклассников. П. Понимать значение плачей. К. Слушать классическую музыку и вступать в диалог с учителем, одноклассниками. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Эмоционально и осознанно относиться к музыке. К. Высказать свою точку зрения о настроении и характере музыки. Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Эмоционально и осознанно относиться к музыке. К. Воспринимать музыкальное произведение, высказать свою точку зрения о настроении и характере музыки. Р. адекватно оценивать свои достижения П. Умение сопоставить произведения по настроению. К.Партнёрство деловое сотрудничест во детей при выполнении различных заданий Р. Контролировать процесс и результаты деятельности. П. Воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. К. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, Факт Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Отклик на горестные последствия войны, разлуки с близкими, Отклик на национальнопатриотические произведения. Формирование чувства гордости и сопереживания за судьбу своей страны. Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Представление широкой публике результатов собственной деятельности в пении 11 10 Музыка ярмарочных гуляний. Научатся: сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Р. Адекватно оценивать свои достижения. П. Воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. К. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Р. Начинать и заканчивать исполнение в нужный момент; тормозить ненужные реакции. П. Обработка и использование информации. К. Умение слушать и слышать одноклассника, учителя. Р. Представлять желаемый результат в учебе. П. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К.Аргументировать свою позицию. Воспитание бережного отношения к ценностям народной музыкальной культуры 11 Святогорский монастырь. Научатся: показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; 12 «Приют, сияньем муз одетый…» Научатся: выполнять творческие задания в творческой тетради; составлять рассказ по рисунку; понимать определение романс, названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 13 Композитор- имя ему народ. Научатся: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. 14 Оркестр русских народных инструментов. Научатся: определять на слух названия музыкальных инструментов, изучат состав оркестра русских народных инструментов. Р.Осуществлять контроль своего участия в музыкально- исполнительской деятельности. П.Ставить и формулировать проблемы. К. Аргументировать свою точку зрения по теме. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. 15 «Музыкант-чародей» белорусская народная сказка. Научатся: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться на музыкальное произведение.выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров Р. Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация). П. Поиск и выделение необходимой информации в учебнике. К. Групповая работа по составлению кроссворда. Эмоциональная отзывчивость на музыкальный фольклор. 16 Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Научатся: Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки; определять на слух звучание скрипки и виолончели; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Р. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. П. Построение логической цепочки рассуждений по теме урока. К. Формирование умения работать в парах. Развитие эмоционального отклика на фортепианные и скрипичные произведения. 17 Старый замок. Научатся: оперировать названиями изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). Развитие эмоционального отклика на старинную вокальную и инструментальную музыку. 18 «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» 19 Патетическая соната» Л. Бетховена. Годы странствий. Р. Накопление детьми интонационно-слухового опыта П. Осмысление детьми вокальной и инструментальной музыки. К. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Р.Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.Ориентация в информационном материале учебника. К.Работать в паре, группе. Р. Контролировать и оценивать собственную муз.творческую деятельность. П. Развивать любознательность. К. Формулировать собственное мнение и позицию. 20 «Царит гармония оркестра…» Научатся: оперировать названиями групп симфонического оркестра; выучат музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп. Научатся воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении. 21 Зимнее утро. Зимний вечер. Научатся: проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки. 22 Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Научатся: определять на слух главных героев оперы. Познакомятся с историей создания оперы и творчеством М.И. Глинки. Р. Начинать и заканчивать музицирование в нужный момент; тормозить ненужные реакции. П. Отличать различные инструменты оркестра. К. Использовать движения при коллективном исполнении. Р. Начинать и заканчивать исполнение произведения в нужный момент. П. Отличать различные инструменты оркестра по тембровой окраске. К. Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Р. Контроль, коррекция своих действий. П.Узнают историю создания оперы. К. Формулировать собственное мнение и позицию. 23 «Исходила младёшенька…» Научатся: проводить интонационно- образный анализ музыки. Р. Тормозить ненужные реакции. П. Поиск необходимой информации в словарях. К. Исполнение в коллективе любимого произведения. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны. Научатся: названиями изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. Научатся: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. Формирование представления о гармонии в человеке физического и духовного начал. Формирование мотивации к народному и композиторскому музыкальному творчеству. Формирование мотивации к народному музыкальному творчеству. Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других Эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Положительное отношение к музыкальным занятиям. Эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Эмоциональная отзывчивость на прослушанное произведение. Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.. 12 24 Русский Восток. Восточные мотивы. Научатся: определять мелодико - ритмическое своеобразие восточной музыки. 25 Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка». Научатся: понятию- музыка в народном стиле. 26 Театр музыкальной комедии. Научатся: оперировать названиями изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. 27 Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Научатся:оперировать названиями изученных жанров музыки. 28 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Научатся: различать на слух тембры гитары, скрипки; узнают историю этого инструмента. 29 «Праздников праздник, торжество из торжеств». 30 Родной обычай старины. Светлый праздник. Научатся: Углубят знания о празднике - Пасха. 31 Народные праздники. Троица. Научатся: Познакомятся с праздником Троица. 32 В каждой интонации спрятан человек. Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. 33 Музыкальный сказочник. Научатся: Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ услышанных муз. произведений. 34 Рассвет на Москве-реке. Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. Научатся: понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Р. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. П. сочинять мелодию на заданный текст; сопоставлять литературные, художественные и музыкальные произведения. К. участие в диалоге. Р. Уважительно относится к уроку. П. познакомятся с историей создания балета «Петрушка». К. Примут участие в подборе танцевальных движений для Петрушки. Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. Р. Принимать и сохранять цель урока. П. Узнавать и определять произведения легкого жанра, находить эпитеты к мелодиям. К. Принимать участие в групповом пластическом интонировании и обращаться за помощью к учителю. Р. Формировать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Выражать положительное отношение к процессу познания. Р. Принимать и сохранять цель урока. П. Узнавать и определять фортепианное звучание, находить эпитеты к мелодиям. К. Принимать участие в групповом пластическом интонировании и обращаться за помощью к учителю Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений. Р. Соотносить результаты деятельности учащегося с результатами одноклассников. П. Понимать предназначение духовной музыки.. К. Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. Р.Удерживать цель деятельности до получения ее результата. П.Воспроизводить по памяти информацию полученную на уроке. К. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения. Р. Выстраивать последовательность необходимых действий на уроке. П.Находить дополнительную информацию, используя художественную литературу. К.Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии) Р.Корректировать деятельность в процессе урока. П. Привести примеры по теме урока. К.«Удерживать» логику повествования, приводить убедительные Доказательства. Р. Формировать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Р.Анализировать собственную работу. П. Умение выделить в учебнике главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. К.Анализировать полученные знания, дополнять ответы своих одноклассников. Формирование представления о гармонии в человеке физического и духовного начал. Развитие эмоционального отклика на яркое балетное представление. Проявлять интерес к культуре и истории польского народа. Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Формирование желания выполнять учебные действия. Умение противостоять негативным явлениям в жизни. Формирование положительного отношения к учению. 13 Нормы оценивания по музыке в системе ФГОС В связи с введением ФГОС ООО система оценочной деятельности внутри школьного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями стандарта. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных четвертей и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы. В качестве форм контроля могут использоваться устные ответы учащихся, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования. Критерии и нормы оценок знаний, учащихся по предмету «Музыка» Слушание музыки На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; самостоятельность в разборе музыкального произведения; умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Критерии оценки: Отметка «5» 14 Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный; Отметка «4» Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя; Отметка «3» Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя; Отметка «2» Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение. Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. Критерии оценки: Отметка «5» Знание мелодической линии и текста песни, чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение; Отметка «4» Знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование, ритмически правильное, пение недостаточно выразительное; Отметка «3» 15 Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности, пение невыразительное; Отметка «2» Исполнение неуверенное, фальшивое. Музыкальная терминология Критерии оценки: Отметка «5» Твердое знание терминов и понятий, умение применять их на практике. Отметка «4» Неточность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. Отметка «3» Слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. Отметка «2» Незнание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. Критерии оценивания устного ответа: Отметка «5» - Учащийся правильно излагает изученный материал; - анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры; - выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль; - знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства. Отметка «4» - Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера. Отметка «3» 16 - Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; - допускает неточности в изложении изученного материала. Отметка «2» - Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; - не справляется с поставленной целью урока. Музыкальная викторина Критерии оценки: Отметка «5» Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно; Отметка «4» Два музыкальных произведения отгаданы не верно; Отметка «3» Четыре музыкальных номера не отгаданы; Отметка «2» Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся. Оценка тестовой работы. Отметка «5» При выполнении 100-90% объёма работы Отметка «4» При выполнении 89 - 76% объёма работы Отметка «3» При выполнении 75 - 50% объёма работы 17 Отметка «2» При выполнении 49 - 0 % объёма работы Оценка проектной работы. Отметка «5» 1. 2. 3. 4. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. Соблюдена технология исполнения проекта. Проявлены творчество, инициатива. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме. Отметка «4» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении. 3. Проявлено творчество. 4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме. Отметка «3» 1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении. 3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта. Отметка «2» 1. Проект не выполнен или не завершен. 18 Требования к ведению тетради В тетрадь записываются: 1. Темы уроков. 2. Имена композиторов, даты их жизни, иногда краткая информация об их творчестве и созданных произведениях. 3. Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании. 4. Названия и авторы разучиваемых песен. 5. Сложно запоминающиеся тексты песен. 6. Музыкальные впечатления. 7. Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.) 8. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из год в год. Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини-учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть. Оценка выставляется за: 1. Ведение тетради (эстетическое оформление), наличие всех тем, аккуратность. 2. Ведение словаря 3. Выполненное домашнее задание. 4. Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию». 19