Мельников Алексей Александрович Подписан: Мельников Алексей Александрович DN: E=kushva-school3@mail.ru, INN=662001969131, SNILS=02721521413, C=RU, S=66 Свердловская область, L=г. Кушва, G=Алексей Александрович, SN=Мельников, CN=Мельников Алексей Александрович Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2022.10.07 13:43:12+05'00' Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0 Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 2-4 класс Приложение к приказу МАОУ СОШ №3 от 31.08.2022г. №135 «О внесении изменений в основные общеобразовательные программы основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования» Предмет Выпускник научится 1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» Выпускник получит Предметный результат возможность научиться освоения ОП НОО Предметная область «Русский язык и литературное чтение» «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Русский язык Раздел «Фонетика и графика» 1) формирование Родной язык - различать звуки и буквы; Пользоваться русским первоначальных - характеризовать звуки русского языка: гласные алфавитом на основе знания представлений о единстве и ударные/безударные; согласные, твёрдые/мягкие, последовательности букв в нем многообразии языкового и парные/непарные, твёрдые и мягкие; согласные для упорядочивания слов и культурного пространства звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие; поиска необходимой информации России, о языке как основе - пользоваться русским алфавитом на основе знания в различных словарях и национального последовательности букв в нем для упорядочивания слов справочниках. самосознания; и поиска необходимой информации в различных 2) понимание обучающимися словарях и справочниках. того, что язык представляет Раздел «Орфоэпия» собой явление национальной Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в культуры и основное собственной речи и оценивать средство человеческого соблюдение этих норм в речи общения, осознание значения собеседников (в объёме русского языка как представленного в учебнике государственного языка материала). Российской Федерации, Находить при сомнении в языка межнационального правильности постановки общения; ударения или произношения 3) сформированность слова ответ самостоятельно позитивного отношения к (по словарю учебника) либо правильной устной и обращаться за помощью к письменной речи как учителю, родителям и др. показателям общей культуры Раздел «Состав слова (морфемика)» - различать изменяемые и неизменяемые слова; Выполнять морфемный анализ и гражданской позиции - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова в соответствии с человека; слова; предложенным учебником 4) овладение - находить в словах с однозначно выделяемыми алгоритмом, оценивать Основные задачи реализации содержания Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 2 морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Раздел «Лексика» - выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Раздел «Морфология» - распознавать грамматические признаки слов; - с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). правильность его выполнения; Использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). Оценивать уместность использования слов в тексте. Выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора. Находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Раздел «Синтаксис» 3 - различать предложение, словосочетание, слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - выделять предложения с однородными членами. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» - применять правила правописания (в объёме содержания курса); - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; - безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; - писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; - проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства. Выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. Различать простые и сложные предложения. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Подбирать примеры с определённой орфограммой. При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок. При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах. 2. Содержание учебного курса «Русский язык» Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. 4 Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знаккак показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротки х текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу,жи– ши); 5 прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъи ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица 1 Изучается во всех разделах курса. 6 единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щув положении под ударением; сочетания чк – чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”. 7 безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. 8 3. Тематическое планирование учебного курса "Русский язык"(вариатив) УМК (Школа России) 2 класс № п/п Дата Факт ическ ая дата Содержание (тема) Решаемые проблемы 1 Как отличить диалог от монолога? С.10-12 Какие виды речи существуют? Как отличить диалог от монолога? 2 Что такое предложение? С.23-26 Что такое предложение? 3 Что такое главные Каковы главные члены члены предложения? предложения? С.29-30 Планируемые результаты (предметные) Элементы содержания Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Понятия Познавател Коммуника Регулятив ьные УУД тивные ные УУД УУД Личностн ые УУД Диалог Монолог реплика Различать диалог и монолог. Сотруднича ть с одноклассн иками при выполнении учебной задачи. Аргумент ировать свою позицию. Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; главные члены предложения. Различать группу предложени я и группу слов, оформлять предложени е на письме. Обнаружив ать и формулиров ать учебную проблему совместно с учителем. Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу. главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); Находить основу и второстепен ные члены предложени я. Умение слушать и понимать речь других. Умение высказыва ть своё предполо жение на основе работы с материало м учебника. Умение высказыва ть своё предполо жение на основе работы с материало м учебника. Оценивать поступки с точки зрения общепринят ых правил «доброго», «правильно го» поведения. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. 9 Как установить связь слов в предложении? С.37-40 Как связаны слова в предложении? Как установить связь? Научить задавать вопросы к словам в предложении. опорные слова, сюжетный рисунок Устанавлив ать связь слов в предложени и, ставить вопрос от главного к зависимому . Что такое лексическое значение слова? С.41-43 С.44-46 Что такое лексическое значение слова? Какова история происхождения слов? Познакомить с понятием «лексическое значение слова». Многозначност ь слов, перенос и прямое значение слов,. Определять лексическое значение слов. 6 Что такое антонимы? С.54-55 С.56-57 Что такое антонимы? Какова история происхождения слов синонимов и антонимов? Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. антонимы Находить в тексте антонимы. Употреблят ь их в речи. 7 Что такое родственные слова? С.60 Что такое родственные слова? Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; алгоритм выделения корня. Находить в тексте и образовыва ть родственны е слова, употреблять их в речи. 4 5 Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложени я или небольшого текста). Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложени я или небольшого текста). Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать свои мысли в соответстви Умение проговари вать последова тельность действий на уроке. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Прогнози рование результата . Осознание качества и уровня усвоения материала . Прогнози рование результата . Осознание роли языка и речи в жизни человека. Способно сть к мобилизац ии сил и энергии, к волевому усилию, к преодолен ию Осознание роли языка и речи в жизни человека. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. 10 развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. 8 Обучающее сочинение по серии картинок. С.74 Как написать сочинение по серии картинок? Как грамотно изложить мысль на письме? 9 Как различать звуки и буквы? С.77-80 Что такое звуки? Что такое буквы? 10 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. С.93-96 Как называют гласный звук в ударном слоге? безударный? Продолжить работу над развитием письменной речи. Сочинение по картинкам Писать сочинения по серии картинок. Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки буквы. гласные ударные и безударные; согласные твёрдые, мягкие, глухие, звонкие Различать звуки и буквы, записывать транскрипц ию слов. Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. ударные и безударные гласные Различать формы слова и однокоренн ые слова, видеть орфограмму в слове. ис задачами и условиями коммуникац ии. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать свои мысли в соответстви ис задачами урока и условиями коммуникац ии. Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать свои мысли в соответстви ис задачами урока и условиями коммуникац ии. трудносте й. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Прогнози рование результата . Нравственн о-этическая ориентация. Уметь точно отвечать на вопросы. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. 11 11 Правописание Как подбирать слов с проверочные слова7 непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. С.103-107 С.108-110 Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. 12 Как определить согласные звуки? С.112-114 Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? Как определить согласные звуки? Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки». 13 Наши проекты. «И в шутку, и в серьёз» С.119. Почему проект называется « И в шутку, и в серьез» Заинтересовать темой проекта; прививать интерес к русскому языку. 14 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне Как грамотно выражать мысль на письме? Учить выражать свою мысль письменно и устно ударные и безударные гласные Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. Умение слушать и понимать речь других. Различать гласные и согласные звуки. Умение работать в паре, группе. Проект Решать логические задачи по русскому языку. Строить сообщения в устной и письменной форме. сочинение Составлять рассказ по картинке Строить сообщения в устной и письменной форме. «Согласные звуки». согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие Планиров ание – определен ие последова тельности промежут очных целей с учётом конечного результата . Способно сть к мобилизац ии сил и энергии, к волевому усилию, к преодолен ию трудносте й. Способно сть к мобилизац ии сил и энергии, к волевому усилию, к преодолен ию трудносте й. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Нравственн о-этическая ориентация Осознание роли языка и речи в жизни человека. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Нравственн о-этическая ориентация. 12 С.127 15 Наши проекты. Пишем письмо. 16 Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. 17 18 Проверка парных согласных Изложение повествовательно го текста. С.29 Как писать письмо? Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания. «письмо», Письменно излагать свои мысли, писать письма. Строить сообщения в устной и письменной форме. Оценка результат ов работы Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Проверка знаний. Проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложения. Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся. орфограмма Находить в словах изученные орфограмм ы на слух. Умение слушать и понимать речь других. Контроль в форме сличения способа действия и его результата . Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Изложение повествователь ный текст Пересказыв ать содержание текста с опорой на вопросы. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Что такое повествовательный текст? Как грамотно изложить мысль на письме? 13 19 Проверка знаний. С.30 Как проверить правильное написание слов с парными звонкими и глухими согласными? Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. Орфограмма Орфографичес кая зоркость Определять орфограмму и правильное написание слов. Строить сообщения в устной и письменной форме. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. 20 Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. С.35-36 Когда в словах пишется Ъ? Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Перенос слов с разделительны м мягким знаком Писать и переносить слова с разделитель ным мягким знаком. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. 21 Обобщение изученного материала 22 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах. отчествах и фамилиях людей. Что такое собственные и нарицательные имена существительные? Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую Собственные и нарицательные имена существительн ые. Использова ть специальну ю терминолог ию Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. 14 зоркость. 23 Заглавная буква в географических названиях. Как пишутся географические названия? С.60 24 Единственное и множественное число имён существительных. С.65 Что обозначают имена существительные единственного числа? Множественного числа? 25 Что такое глагол? С.68-69 С.70-71 С. 71-72 Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические предметы; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные Географически е названия Распознават ь собственны е имена существите льные. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Нравственн о-этическая ориентация. Единственное и множественное число имён существительн ых. Изменять имена существите льные по числам. Строить сообщения в устной и письменной форме. Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. признаки глагола; число глаголов; Видеть глаголы в речи, составлять словосочета ния с глаголами. Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать свои мысли Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Осознание роли языка и речи в жизни человека. 15 навыки. 26 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». С.80 Что обозначает множественное число глагола? Единственное? Как пишется НЕ с глаголами? Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки. признаки глагола; число глаголов; частица не Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. 27 Связь имени прилагательного с именем существительным С.87 Как связаны имена прилагательные с именем существительным? признаки имени прилагательног о Устанавлив ать связь между существите льным и прилагатель ным. 28 Общее понятие о предлоге. С.108-109 Для чего служат предлоги в речи? Познакомить со смысловым значением имён прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным. Формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении. предлог Осознавать предлог как часть речи. в соответстви ис задачами и условиями коммуникац ии Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать свои мысли в соответстви ис задачами урока и условиями коммуникац ии. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать свои мысли в соответстви ис задачами и Оценка результат ов работы. Нравственн о-этическая ориентация. Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей 16 Что такое местоимение? С.100-101 Что такое местоимение? От чего произошло название части речи МЕСТОИМЕНИЕ? Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. местоимение Осознавать местоимени е как часть речи. условиями коммуникац ии Умение слушать и понимать речь других Проверка знаний. С.107 Что мы знаем о местоимении? Проверить умения писать местоимения. местоимения Писать местоимени я отдельно от других слов. Строить сообщения в устной и письменной форме. 31 Сочинение по картине. С.117 Как грамотно излагать мысль на письме? Формировать навыки описания картины. описания картины Соотносить словесные и зрительные образы. Строить сообщения в устной и письменной форме. 32 Повторение по теме «Части речи». С.122-123 С.124-125 Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Что мы знаем о частях речи? Повторить изученный материал по теме «Части речи». «Части речи». Распознават ь части речи. Строить сообщения в устной и письменной форме. Каково правописание безударных гласных непроверяемых ударением? Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся. безударные гласные, непроверяемые ударением. Применять правила правописан ия. Умение с достаточно й полнотой и точностью выражать 29 30 33 Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Умение осуществл ять действие по образцу и заданному правилу. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Анализир овать, делать выводы, сравниват ь. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. Осознание роли языка и речи в жизни человека. Нравственн о-этическая ориентация. 17 34 Повторение и закрепление изученного материала. Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. Каково правописание звонких и глухих согласных? Обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связь между ними. звонкие и глухие согласные. Использова ть полученные знания. свои мысли в соответстви ис задачами урока и условиями коммуникац ии. Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении Оценка результат ов работы. Установлен ие учащимися связи между целью учебной деятельност и и её мотивом. 18 3 класс № урока Тема, тип урока (страницы учебника, ) Дата Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся Формы контроля Предложение. Виды предложений по интонации. Учебник, с. 15 Фронтальная – ответы на вопросы. Индивидуальная – запись предложений, диалога 2. Простое и сложное предложения. Учебник, с.34; Индивидуальная – признаки простых и сложных предложения. Знаки препинания внутри сложного предложения 3. Синонимы и антонимы Учебник, с. 42. Составление сообщения по схеме и на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка» Индивидуальная – работа со словарем синонимов и антонимов. Подбор синонимов и антонимов 4. Части речи. Учебник, с. 53. Составление сообщения на тему «Что я знаю о частях речи». Составление предложений с именами существительными в единственном и множественном числе Индивидуальная – написание элементов букв согласно правилам каллиграфии, списывание с печатного и письменного образца, графическое обозначение членов предложения, знание и правильное написание слов с непроверяемым написанием, собственных имен существительных. Фронтальная – представление о частях речи и их признаках, определение частей речи; различение одушевленных и неодушевленных имен существительных, собственных и нарицательных имен существительных; распознавание числа имен существительных, замена имен существительных местоимениями (синонимами). Фронтальная 1. 19 (индивидуальная) – определение типов предложений по интонации и цели высказывания. 5. Развитие речи. Составление текста. По репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Учебник, с. 54 Составление рассказа по картине Коллективное составление рассказа по репродукции картины Фронтальная – ответы на вопросы. Индивидуальная – запись предложений из составленного текста по картине 6. Слово в языке и речи. Однокоренные слова. Учебник, с. 61–62; Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Слова с непроверяемым написанием Индивидуальная – правильное написание словарных слов. Знание признаков однокоренных слов. Графическое обозначение корня. Подбор однокоренных слов. Списывание с печатного образца 7. Слово в языке и речи. Проект «Рассказ о слове». Учебник, с. 72 Составление и презентация рассказа о слове Слово. Лексическое значение слова. Произношение и написание слова. Однокоренные слова. Сочетаемость слова. Синонимический и антонимический ряд. Употребление слова во фразеологическом обороте, в пословице, загадке, предложения. Графическое обозначение корня. Подбор однокоренных слов. Оформление предложения на письме Индивидуальная – определение лексического значения, выявление отличия произношения и написания слова; подбор однокоренных слов, синонимов и антонимов к слову, фразеологизмов, пословиц, загадок, предложений с данным словом 8. Окончание слова. Учебник, с. 82–83 Мини-исследование «История происхождения слова обед» Состав слова, окончание слова. Нулевое Фронтальная – беседа по вопросам; правильное обозначение окончаний, правильное написание слова. 20 окончание. Слова, не имеющие окончаний. Текст, тема текста, заголовок. Слова с непроверяемым написанием: «ужин», «обед» Индивидуальная – монологический ответ об этимологии слова обед 9. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» Создание текстаописания репродукции кар тины Понятия: композиция картины, элементы композиции, колорит, настроение. роение. Знакомство с алгоритмом работы над сочинением по картине. План сочинения Индивидуальная – написание сочинения 10. Проект «Семья слов». Учебник, с. 101 Индивидуальный исследовательский проект Понятия: корень слова, однокоренные слова, «дерево» слов. Словообразовательный словарь, морфемный словарь Индивидуальная – самостоятельная работа над проектом. Защита проекта Правописание слов с глухими и звонкими согласными в конце слов Проверочная работа (контроль и коррекция знаний). Учебник, с. 116. Упр. 222. Составление текста по сюжетному Индивидуальная – проверочная работа рисунку (учебник, упр. 222) Орфограмма признаки орфограммы. Сильная и слабая позиция согласного звука, проверочное слово; глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости; орфографический словарь, орфограмма Правописание слов с удвоенными согласными. Учебник, с. 122-123. Мини-проект «Путешествие в этимологию» (исследовательский). Орфограммы и орфографические правила 11. 12. Фронтальная –устные ответы на вопросы. Индивидуальная – подбор проверочных слов на изученные орфограммы. Слова 21 «Правописание удвоенных согласных с непроверяемым написанием в корне слова»; орфограмма, орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпический словарь. Слова с непроверяемым написанием: «коллектив», «коллекция» 13. Правописание приставок и предлогов. Учебник, с. 131–132 Составление текста из четырех-пяти предложений на тему «Как хорош сегодняшний день!» Понятия: приставка, предлог, часть слова и часть речи, фразеологизм, лексическое значение. Фронтальная – устный опрос. Индивидуальная – письменное выполнение упражнений в тетрадях 14. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Учебник, с. 134–135 Составление словарного диктанта на изучаемую орфограмму Орфограмма и орфографическое правило «Написание слов с разделительным твердым знаком». Понятия: приставка, корень, окончание; разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак, мягкий знак для обозначения мягкости согласного Фронтальная – устные ответы на вопросы беседы. Индивидуальная – устный монологический ответ, правильное выполнение письменного задания, разбор слова по составу 15. Значение и употребление имен существительных в речи. С. 10-11. Проект «Имя существительное» Рассказ, беседа по вопросам, правило, упражнение, Определяют имена существительные комментированное письмо по признакам. Объясняют лексическое значение многозначных слов. Овладевают нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? 22 что? Признаки и роль имен существительных. Лексическое значение слов. Многозначные слова. Самолет 16. 17. Число имён существительных. Учебник.стр. 20-21 ч.2 Различают имена существительные по Упражнение, работа с правилом, беседа по вопросам числам. Осуществляют поиск нужной информации в словаре. Составляют предложения. Используют разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове Число имен существительных: единственное, множественное. Изменение имен существительных по числам. Окончания имен существительных. Нераспространенные и распространенные предложения Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. С. 33–34 Применяют правила правописания Упражнение, беседа по вопросам, письмо по мягкого знака после шипящих на памяти, рассказ конце имен существительных. Определяют род и число имен существительных. Подбирают однокоренные слова. Работают с толковым словарем. Объясняют смысл пословиц Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Род имен существительных. Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных». Однокоренные слова. Имя существительное и его признаки (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, 23 число, род) 18. 19. 20. Падеж имён существительных. С.36-37 Презентация «Имена Словарный диктант, упражнение, письмо по памяти, существительные» Определяют форму правило имён существительных Имя существительное. Главные. Составляют предложения, подчеркивают главные члены предложения. Распознают синонимы члены предложения. Подлежащее – имя существительное. Части речи. Винительный падеж. С. 48–49 Определяют падеж имен Работа со схемой, упражнение, правило, письмо по существительных по падежному памяти вопросу и предлогу. Работают со словарем, объясняют значение омонимов. Разбирают предложения по членам. Определяют в словосочетании главное и зависимое слова Имя существительное. Винительный падеж. Вопросы: кого? что? Предлоги: через, про, на, за, под, о, во, в. Окончания имен существительных в винительном падеже. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Омонимы. Словосочетания. Предложение, главные члены предложения. Скороговорки. Солома Коллективное сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». С. 62 Сочинение по репродукции картины Юона «Конец зимы. Полдень» Создают по картине текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Беседа по вопросам, рассказ по картине, сочинение 24 Знакомятся с основным видом сочинения (сочинение-описание) Сочинение по картине. Текст. Заголовок. Опорные слова и словосочетания 21. Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных. С. 63–67 Проект «Имя прилагательное» Беседа по вопросам, письмо по памяти, упражнение, Распознают имя прилагательное; правило определяют его роль в тексте. Распознают однокоренные слова. Подбирают синонимы к прилагательным. Определяют лексическое значение имен прилагательных Имя прилагательное. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Лексическое значение имен прилагательных. Роль имени прилагательного в тексте. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синонимы. Приветливо 22. Части речи. Изменение имен прилагательных по родам. С. 72–74 Определяют род имени Упражнение, беседа по вопросам, правило, таблица, прилагательного по роду имени письмо под диктовку существительного, ударные и безударные окончания имен прилагательных. Устанавливают связь между словами в словосочетании Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний). Ударные и безударные окончания имен прилагательных. Словосочетание 23. Изменение имен прилагательных Определяют падеж имени Работа 25 по падежам. С. 82–84 прилагательного по падежу имени с таблицей, беседа по вопросам, упражнение, существительного. Разбирают письмо по памяти, правило предложения по членам. Определяют вид предложений по цели высказывания и интонации Изменение имен прилагательных по падежам (склонение имен прилагательных). Род имен прилагательных. Падежные окончания имен прилагательных. Вид предложений по цели высказывания. Пословицы 24. Проверь себя. Проект «Имена прилагательные в загадках». С. 89–90 Проект «Имена прилагательные в Беседа по вопросам, упражнение загадках» Различают части речи. Распознают имя прилагательное, называют его начальную форму, род. Соотносят схему и часть речи. Определяют роль имен прилагательных в загадках. Придумывают загадки, рисуют к ним картинки Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи. Признаки имени прилагательного. Связь имени существительного с именем прилагательным. Схема слова. Загадка («думать», «размышлять») 25. Обобщение знаний о местоимении. Проверь себя. С. 97-98. Творческая работа по теме «Что я Словарный диктант, беседа по вопросам, сообщение, узнал о местоимении?». Исследование упражнение «Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?» Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у 26 местоимений 3-го лица ед числа). 26. Неопределенная форма глагола. С. 106–107 Неопределенная форма глагола – Упражнение, беседа по вопросам, правило, письмо начальная форма глагола. Вопросы: по памяти что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме на -ть, -ти, -чь. Лексическое значение глаголов. Различие неопределенной формы глагола среди других форм глагола, отличие от омонимичных имен существительных (знать, течь). Синонимы. Песок 27. Упражнение в изменении глаголов по временам. С. 118–119 Сочинение «Как я помогаю родителям Упражнение, беседа по вопросам, рассказ, по дому» Изменение глаголов по выборочный диктант временам: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам: единственное, множественное. Неопределенная форма глагола. Переносное значение глаголов. Антонимы. Пословицы. Текст. Заголовок. Обращение. Квартира, герой Род глаголов в прошедшем времени. С. 121–122 Определяют время, число и род Упражнение, правило, работа со словарем, беседа по глаголов в прошедшем времени. вопросам Выделяют окончания глаголов. Объясняют значение приставки за-. Записывают глаголы в неопределенной форме Повторение: Части речи. С. 131-134 Творческое задание: составить Работа с таблицей, беседа по вопросам, доклады, занимательные задания по теме «Части презентации речи» Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Число и падеж имен существительных. 28. 29. 30. 27 Имя прилагательное. Формы имен прилагательных. Род, число, падеж имен прилагательных. Местоимение. Лицо, число, род личных местоимений. Глагол. Формы глагола. Число, время глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. Имя числительное. Предлог. Союз. Частица 31. 32. Повторение Текст. С. 135-137. Текст. Главная мысль текста. Тема Словарный диктант, упражнение, рассказ сказки текста. Заголовок. Части речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Текст-сказка 33. 34. Повторение. Предлоги и приставки. Словосочетание, предложение. С. 139–143. Творческое задание: составить занимательные задания по теме «Предлоги и приставки» 4 класс Работа с текстом, упражнение 28 Тема урока п/п 1 Виды предложений по цели высказывания и по интонации 2 Сложное предложение и предложение с однородными членами. Проверочная работа по теме «Предложение» 3 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова 4 Состав слова. Разбор слова по составу 5 Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах Основные виды деятельности учащихся Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Различать диалог. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова. Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, выбирать из текста предложение, в котором слово употреблено в прямом или переносном значении. Работать с таблицей «Заимствованные слова». Наблюдать по таблице за словами, пришедшими к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Составлять предложения и текст на тему «Листопад». Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Распознавать значимые части слова. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Контролировать правильность записи слов в тексте, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности 29 6 Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в Р. п., В.п, Д.п. 7 Упражнение в распознавании имён существительных 1 скл. 8 Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения 9 Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения 10 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять падеж имён существительных. Различать имена существительные, употреблённые в дательном и творительном падежах, сопоставлять их внешне сходные признаки. Обосновывать правильность определения падежа. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже, находить сходство окончаний в дательном и предложном падежах. Склонять имена существительные 1-го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность написанных окончаний имён существительных. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить имена существительные 2-го склонения в предложениях. Подбирать примеры имён существительных 2-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже, находить сходство окончаний в родительном и винительном падежах у одушевлённых имён существительных и в именительном и винительном падежах у неодушевлённых имён существительных. Склонять имена существительные 2-го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице, обосновывать правильность написанных окончаний имён существительных 2-го склонения. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить имена существительные 3-го склонения в предложениях. Подбирать примеры имён существительных 3-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже, находить сходство окончаний в родительном, дательном и предложном падежах. Склонять имена существительные 3-го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице, обосновывать правильность написанных окончании имен существительных. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах, сопоставлять их па30 11 Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже 12 Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже 13 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных 14 Склонение имён существительных во множественном числе 15 Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных 16 Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имен прил. в единственном числе. дежные окончания. Обосновывать правильность определения падежа. Использовать при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1 -го склонения. Составлять текст на тему «В гостях у хлебороба». Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Писать слова в форме творительного падежа и обосновывать написание безударного падежного окончания. Использовать правило написания имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Сопоставлять формы имён существительных в предложном падеже, имеющих окончания -е и -и. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять форму множественного числа имён существительных и склонение имён существительных в форме множественного числа. Распределять имена существительные по склонениям. Изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам. Определять падеж имён существительных во множественном числе. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на-ий, -ья, -ов, ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. 31 17 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже 18 Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже 19 Именительный, винительный, родительный падежи 20 Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода 21 Склонение имён прилагательных женского рода Обосновывать последовательность действий при определении падежа. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать имена прилагательные в родительном падеже и обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме родительного падежа с именами существительными. Обосновывать правильность определения родительного падежа. Правильно произносить в именах прилагательных окончания-ого, -его в форме родительного падежа. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать имена прилагательные в дательном падеже и обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме дательного падежа с именами существительными. Обосновывать правильность определения дательного падежа. Писать по памяти и проверять написанное. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах. Составлять предложения из словосочетаний, из деформированных слов с последующим определением падежа имён прилагательных. Разбирать предложение по членам предложения. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме творительного или предложного падежа с именами существительными. Различать оттенки значений имён прилагательных-синонимов и употребление их в речи. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных женского рода. Изменять по падежам имена прилагательные женского рода. Оценивать результаты своей деятельности. 32 22 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода 23 Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных 24 Обобщение по теме «Имя прилагательное» Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э .Грабаря «Февральская лазурь» 25 Личные местоимения 26 Неопределённая форма глагола Неопределённая форма глагола 27 Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять имена прилагательные в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания, обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Составлять предложения, используя в них имена прилагательные в данных падежных формах. Согласовывать имена прилагательные в нужной форме с именами существительными. Обосновывать правильность выбора падежа. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода, проверять правильность написанного. Сравнивать и сопоставлять внешне сходные падежные формы имён прилагательных и их окончания. Записывать текст по памяти. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Работать с познавательным текстом. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с познавательным текстом. Составлять устное сообщение о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать с таблицей «Личные местоимения», составлять по ней сообщение. Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица. Употреблять личные местоимения в предложении; понимать, вместо какого имени существительного они употреблены. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных. Определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных. Определять признаки, по которым можно узнать неопределённую 33 28 29 30 31 32 33 форму глагола. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять спряжение глаголов по личным окончаниям. Находить в тексте глаголы по заданным признакам. Записывать глаголы с ударными личными окончаниями в заданной форме, обосновывать правильность написания личных окончаний. Оценивать результаты своей деятельности Правописание безударных личных окончаний Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Определять спряжение глаглаголов в настоящем и будущем времени голов по неопределённой форме. Группировать глаголы по их спряжению с опорой на неопределённую форму. Сопоставлять разно видовые глаголы по их спряжению. Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов, и обосновывать правильность написанных окончаний. Соблюдать орфоэпические нормы произношения форм некоторых глаголов. Оценивать результаты своей деятельности Правописание безударных личных окончаний Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Обсуждать последоваглаголов в настоящем и будущем времени. тельность действий при выборе личного окончания глагола с опорой на памятку. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Оценивать результаты своей деятельности Правописание глаголов в прошедшем времени Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Распознавать глаголы в прошедшем времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени. Оценивать результаты своей деятельности Правописание безударного суффикса в Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Образовывать формы глагоглаголах прошедшего времени лов в прошедшем времени. Иметь представление об основе глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания буквы перед суффиксом -л- в прошедшем времени глагола. Работать с познавательным текстом, воспроизводить содержание прочитанного текста по вопросам. Оценивать результаты своей деятельности Лексическое значение слова Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о слове и его лексическом значении, о многозначных и однозначных словах, о лексических группах слов (синонимы, антонимы, омонимы), о фразеологизмах. Пользоваться словарями учебника. Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи, находить изобразительно-выразительные средства языка в пейзажной зарисовке, анализировать языковые средства текста. Сопоставлять I и II спряжение глаголов будущего времени 34 34 Состав слова впечатления, высказанные в тексте учебника о картине И. И. Шишкина «Рожь» со своими впечатлениями, составлять свой текст по этой картине на заданную тему. Оценивать результаты своей деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Воспроизводить знания о составе слова. Определять значение каждой значимой части в слове, различать значимые части в слове с обоснованием своего ответа. Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей (корня, приставки, суффикса и окончания). Различать однокоренные слова от форм слова, слов с омонимичными корнями, слов-синонимов. Подбирать слова с заданным составом и сложные слова. Составлять текст на заданную тему. Оценивать результаты своей деятельности 35