МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Упаравление образования Кушвинского городского округа
Мельни
ков
Алексей
Алексан
дрович
Подписан: Мельников Алексей
Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131,
SNILS=02721521413, C=RU,
S=66 Свердловская область,
L=г. Кушва, G=Алексей
Александрович,
SN=Мельников, CN=Мельников
Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место
подписания
Дата: 2022.10.10
16:42:27+05'00'
Foxit PDF Reader Версия:
11.1.0
МАОУ СОШ № 3
РАССМОТРЕНО
педагогический совет
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №3
________________________________
______________( Мельников А.А. )
________________________________
Приказ №150
Директор МАОУ СОШ №3
от "01" сентября 2022 г.
______________( Мельников А.А. )
Протокол №1
от "29" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 531938)
учебного предмета
«История»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Ганина Лариса Львовна, учитель истории
Горшкова Наталья Викторовна, учитель истории
г. Кушва 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и
мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня
своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)
исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая
карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия
первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство
первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной
власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и
повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов;
Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта
(архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии.
Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и
морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина
и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение
территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия
персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход
ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение
буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура,
научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.
Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой
Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.
Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление
полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта:
основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское
воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее
значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами
Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие
рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная
жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами.
Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра
Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.
Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы.
Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление
господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность
братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры
Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий
Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в
столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,
перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские
историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной
школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и
качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осо- знание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в
форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать
путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить
полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного
результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников
общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести
счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей
и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные,
вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи,
приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.);
находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл
(главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в
исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения
основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в
учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к
памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в
современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с
привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения,
альбома,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
всего
контрольные практические
работы
работы
2
0
0
06.09.2022
08.09.2022
Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом;
Приводить примеры вещественных и письменных исторических
источников;
Объяснять значение терминов: история, хронология, археология,
этнография, нумизматика;
Характеризовать отрезки времени, используемые при описании
прошлого (год, век, тысячелетие, эра);
Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до
нашей эры и в нашу эру;
Объяснять, какая историческая и географическая информация
содержится на исторических картах;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентация к уроку,
видеоурок "Что изучает история"
https://youtu.be/E1RnvK1fXgo
0
0
13.09.2022
Показывать на карте места расселения древнейших людей,
известные историкам;
Рассказывать о занятиях первобытных людей;
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных
людей;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентация к уроку,
ссылка на видеоурок "Древнейшие люди"
https://youtu.be/uaazuvBN3j0
Раздел 1. Введение
1.1.
Введение
Итого по разделу
2
Раздел 2. Первобытность
2.1.
Первобытность
Итого по разделу
4
4
Раздел 3. Древний Восток
3.1.
Древний Египет
7
0
0
27.09.2022
18.10.2022
Рассказывать с использованием исторической карты о природных
условиях Египта, их влиянии на занятия населения;
Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной
государственной власти;
Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать
значение этого событие;
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец;
Тестирование; Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Культура Древнего
Египта"
https://youtu.be/uaazuvBN3j0
3.2.
Древние цивилизации
Месопотамии
4
1
0
25.10.2022
11.11.2022
Рассказывать, используя карту, о природных условиях
Месопотамии и занятиях живших там в древности людей;
Называть и показывать на карте древнейшие города-государства
Месопотамии;
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос,
зиккурат;
Показывать на карте расположение древнего Вавилонского
царства;
Контрольная
работа;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Древние цивилизации
Месопотамии " https://youtu.be/uaazuvBN3j0
3.3.
Восточное
Средиземноморье
в древности
2
0
0
17.11.2022
22.11.2022
Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения
Восточного Средиземноморья;
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии;
Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Древняя Финикия"
https://youtu.be/jRPRJ5tm_6Q
3.4.
Персидская держава
2
0
0
24.11.2022
29.11.2022
Показывать на карте территорию Персидской державы в период
ее могущества;
Объяснять причины военных успехов персидской армии;
Характеризовать систему управления персидской державой;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Персидская держава"
https://youtu.be/SJA-23jE1nM
3.5.
Древняя Индия
2
0
0
01.12.2022
12.12.2022
Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях
населения;
Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту;
Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна,
каста, брахман, Веды, санскрит;
Тестирование; Методическая разработка, презентации к уроку.
3.6.
Древний Китай
3
1
0
15.12.2022
Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего
Китая, их влияние на занятия населения;
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев,
совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях;
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять
значение создания единого государства;
Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и
итогов его деятельности;
Письменный
контроль;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Древний Китай"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/57/
Итого по разделу
20
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм
4.1.
Древнейшая Греция
4
1
0
20.12.2022
29.12.2022
Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней
Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о
существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах;
Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
Контрольная
работа;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Древнейшая Греция"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/47/
4.2.
Греческие полисы
10
0
0
10.01.2023
09.02.2023
Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран,
акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;
Характеризовать основные группы населения греческого полиса,
их положение, отношение к власти;
Рассказывать о составе и организации полисного войска;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Полисы
Греции"https://youtu.be/zWppMJR0B2w
4.3.
Культура Древней Греции
3
0
0
14.02.2023
21.02.2023
Называть главных богов, которым поклонялись древние греки,
распознавать их скульптурные изображения;
Объяснять, кто такие титаны и герои;
Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции;
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия,
Ликей, философия, логика, этика;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Мифы Древней Греции"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/730/
4.4.
Македонские завоевания.
Эллинизм
Итого по разделу
3
0
0
28.02.2023
07.03.2023
Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н.
э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя
над греческими полисами;
Систематизировать в виде таблицы информацию о
завоевательных походах Александра Македонского;
Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра
Македонского;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к уроку,
ссылка на видеоурок "Македонские завоевания.
Держава
Александра Македонского и её распад"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/434/
20
Раздел 5. Древний Рим
5.1.
Возникновение Римского
государства
3
1
0
09.03.2023
28.03.2023
Рассказывать, используя историческую карту, о природных
Контрольная
условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его работа;
в древности;
Сопоставлять информацию о происхождении Рима,
содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований
историков;
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей,
республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион,
понтифик, авгур;
Объяснять, как было организовано управление Римской
республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные
трибуны, Сенат, народное собрание);
Методическая разработка, презентации к урокам,
ссылка на видеоурок "Древнейший Рим.
Завоевание Римом Италии"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/main/296174
5.2.
Римские завоевания
в Средиземноморье
3
0
0
30.03.2023
06.04.2023
Представлять общую характеристику Пунических войн (причины,
хронологический период, участники, наиболее значительные
походы и сражения, итоги);
Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;
Показывать на исторической карте территории римских
провинций, объяснять, какие современные географические
названия берут начало от названий римских провинций;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к урокам,
ссылка на видеоурок "Завоевания Римом
Средиземноморья"
https://youtu.be/9VZXNd74eRw
5.3.
Поздняя Римская
республика. Гражданские
войны
5
0
0
11.04.2023
25.04.2023
Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в.
до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»;
Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля»,
гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират,
вольноотпущенник, гладиатор;
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев
Гракхов;
Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать
информацию, высказывать оценочные суждения);
Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие
силы противостояли друг другу;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к урокам,
ссылка на видеоурок "Рабство в Древнем Риме"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/main/310643/
5.4.
Расцвет и падение Римской
империи
6
0
0
27.04.2023
18.05.2023
Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана
Августа;
Представлять характеристики римских императоров, их
правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору);
Показывать на исторической карте территорию Римской империи,
объяснять, как было организовано управление провинциями;
Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной
жизни в столице и провинциях Римской империи;
Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем
различались условия их жизни и труда;
Устный
опрос;
Методическая разработка, презентации к урокам,
ссылка на видеоурок "Падение Западной
Римской империи" https://youtu.be/UbyJ3JPWTsw
5.5.
Культура Древнего Рима
Итого по разделу
3
1
0
23.05.2023
30.05.2023
Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии»,
называть имена поэтов золотого века;
Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме
(философия, география, история);
Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме
ораторскому искусству;
Составлять описание известных архитектурных сооружений
Древнего Рима (по выбору);
Контрольная
работа;
Методическая разработка, презентации к урокам,
ссылка на видеоурок "Культура Древнего Рима"
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/main
1
0
31.05.2023
Виды деятельности по изученным разделам;
Контрольная
работа;
Методическая разработка, презентации к урокам,
ссылка на презентации к урокам
https://disk.yandex.ru/d/iITnKEC2_dsUJQ
6
0
20
Раздел 6. Обобщение
6.1.
Историческое и культурное
наследие цивилизаций
Древнего мира
2
Итого по разделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Введение. Откуда мы
знаем, как жили наши
предки
1
0
0
06.09.2022 Устный опрос;
2.
Древнейшие люди.
1
0
0
08.09.2022 Устный опрос;
3.
Родовые общины
охотников собирателей.
1
0
0
13.09.2022 Устный опрос;
4.
Возникновения искусства
и религиозных верований
1
0
0
15.09.2022 Устный опрос;
5.
Возникновение земледелия 1
и скотоводства.
0
0
20.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
6.
Появление неравенства и
знати
1
0
0
22.09.2022 Устный опрос;
7.
Контрольно-обобщающий 1
урок «Жизнь первобытных
людей»
1
0
27.09.2022 Контрольная
работа;
8.
Счет лет в истории
1
0
0
29.09.2022 Устный опрос;
9.
Древний Восток
Государство на берегах
Нила
1
0
0
04.10.2022 Устный опрос;
10. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте
1
0
0
06.10.2022 Устный опрос;
11. Жизнь египетского
вельможи
1
0
0
11.10.2022 Устный опрос;
12. Военные походы фараонов 1
0
0
13.10.2022 Устный опрос;
13. Религия древних египтян
1
0
0
18.10.2022 Устный опрос;
14. Искусство Древнего
Египта
1
0
0
20.10.2022 Устный опрос;
15. Письменность и знания
древних египтян
1
0
0
25.10.2022 Устный опрос;
16. Контрольно-обобщающий
урок «Древний Египет»
1
1
0
27.10.2022 Контрольная
работа;
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
17. Западная Азия в
древности Древнее
Двуречье
1
0
0
10.11.2022 Устный опрос;
18. Вавилонский царь
Хаммурапи и его законы.
1
0
0
15.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
19. Финикийские
мореплаватели
1
1
0
17.11.2022 Контрольная
работа;
20. Библейские сказания
1
0
0
22.11.2022 Устный опрос;
21. Древнееврейское царство
1
0
0
24.11.2022 Устный опрос;
22. Ассирийская держава
1
0
0
29.11.2022 Устный опрос;
23. Персидская держава «царя 1
царей»
0
0
01.12.2022 Устный опрос;
24. Природа и люди Древней
Индии.
1
0
0
06.12.2022 Устный опрос;
25. Индийские касты
1
0
0
08.12.2022 Устный опрос;
26. Чему учил китайский
мудрец Конфуций
1
0
0
13.12.2022 Устный опрос;
27. Первый властелин единого 1
Китая
0
0
15.12.2022 Устный опрос;
28. Контрольно-обобщающий
урок «Древний Восток»
1
1
0
20.12.2022 Контрольная
работа;
29. Древнейшая Греция Греки 1
и критяне
0
0
22.12.2022 Устный опрос;
30. Микены и Троя
1
0
0
27.12.2022 Устный опрос;
31. Поэма Гомера «Илиада»
1
0
0
29.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
32. Поэма Гомера «Одиссея»
1
0
0
10.01.2023 Устный опрос;
33. Урок – проект: Религия
древних греков
1
0
0
12.01.2023 Устный опрос;
34. Земледельцы Аттики
теряют землю и свободу
1
0
0
17.01.2023 Устный опрос;
35. Зарождение демократии в
Афинах.
1
0
0
19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
36. Древняя Спарта
1
0
0
24.01.2023 Устный опрос;
37. Греческие колонии на
берегах Средиземного и
Черного морей
1
0
0
26.01.2023 Устный опрос;
38. Олимпийские игры в
древности
1
0
0
31.01.2023 Устный опрос;
39. Победа греков над
персами в Марафонской
битве
1
0
0
02.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
40. Нашествие персидских
войск
1
0
0
07.02.2023 Тестирование;
41. Возвышение Афин в 5 в.до 1
н.э. и расцвет демократии
В гаванях афинского порта
Пирей
0
0
09.02.2023 Устный опрос;
42. В городе богини Афины
1
0
0
14.02.2023 Устный опрос;
43. В афинских школах и
гимнасиях
1
0
0
16.02.2023 Устный опрос;
44.
В афинском театре.
1
0
0
21.02.2023 Тестирование;
45. Афинская демократия при
Перикле
1
0
0
23.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
46. Македонские завоевания в 1
4в. до н.э. Города Эллады
подчиняются Македонии
0
0
28.02.2023 Устный опрос;
47. Поход Александра
Македонского на Восток
1
0
0
02.03.2023 Устный опрос;
48. В Александрии
Египетской
1
0
0
07.03.2023 Устный опрос;
49. Контрольно-обобщающий
урок «Древняя Греция»
1
1
0
09.03.2023 Контрольная
работа;
50. Древний Рим Рим: от его
возникновения до
установления господства
над Италией Древнейший
Рим
1
0
0
23.03.2023 Устный опрос;
51. Завоевание Римом Италии
1
0
0
28.03.2023 Устный опрос;
52. Устройство Римской
республики
1
0
0
30.03.2023 Устный опрос;
53. Рим – сильнейшая держава 1
Средиземноморья Вторая
война Рима с Карфагеном
0
0
04.04.2023 Устный опрос;
54. Установление господства
Рима во всем
Средиземноморье
1
0
0
06.04.2023 Устный опрос;
55. Рабство в Древнем мире
1
0
0
11.04.2023 Устный опрос;
56. Гражданские войны в
Риме Земельный закон
братьев Гракхов
1
0
0
13.04.2023 Устный опрос;
57. Восстание Спартака
1
0
0
18.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
58. Единовластие Цезаря
1
0
0
20.04.2023 Устный опрос;
59. Установление империи
1
0
0
25.04.2023 Устный опрос;
60. Римская империя в первые 1
века нашей эры Соседи
Римской империи
0
0
27.04.2023 Устный опрос;
61. В Риме при императоре
Нероне
1
0
0
02.05.2023 Устный опрос;
62. Урок- проект Первые
христиане и их учение
1
0
0
04.05.2023 Устный опрос;
63. Расцвет империи во
втором веке н. э.
1
0
0
11.05.2023 Устный опрос;
64. Вечный город и его
жители
1
0
0
16.05.2023 Устный опрос;
65. Разгром Рима германцами
и падение Западной
Римской империи 3ч
Римская империя при
Константине
1
0
0
18.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
66. Взятие Рима варварами
1
0
0
23.05.2023 Устный опрос;
67. Урок развивающего
контроля
1
1
0
25.05.2023 Контрольная
работа;
68. Повторение материала 1ч
Урок
общеметодологической
направленности
1
0
0
30.05.2023 Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
6
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история.
История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира. Москва
"ВАКО", 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/3/5/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Картины по истории Древнего мира, настенные карты, атласы, проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Демонстрационные таблицы во Всеобщей истории, раздаточный материал, контурные карты.
Мультимедийный проектор