Введение в языкознание 9 класс 1

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.

Мельнико
в Алексей
Александ
рович

Подписан: Мельников Алексей
Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131,
SNILS=02721521413, C=RU, S=66
Свердловская область, L=г. Кушва,
G=Алексей Александрович,
SN=Мельников, CN=Мельников
Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 16:39:51+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.

Рабочая программа
учебного курса «Введение в языкознание»
9 класс

1

Планируемые результаты освоения учебного курса «Введение в языкознание»
Предмет

Выпускник научится

Предметная область «Русский язык и литература»
«Родной язык и родная литература»
Литература
Устное народное творчество
Родная (русская)
• осознанно воспринимать и понимать
литература
фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном
идеале своего и русского народов,
формирования представлений о русском
национальном характере;
• видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок и
былин, видеть черты национального
характера своего народа в героях
народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного
чтения;
• целенаправленно использовать малые

Выпускник получает возможность
научится

• сравнивая сказки, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно
прочитанной сказке, былине, обосновывая
свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по
пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса
разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального
характера;
• выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).

Результат освоения ОП ООО

1) осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из
основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на
основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой
культуры;
4) воспитание квалифицированного
читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и
интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении

2

фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя
сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в
своей речи характерные для народных
сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные
художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность
сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном,
устанавливать неочевидные связи между
предметами, явлениями, действиями,
отгадывая или сочиняя загадку.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX–XX
вв. Литература народов России. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное • выбирать путь анализа произведения,
произведение в единстве формы и
адекватный жанрово-родовой природе
содержания; адекватно понимать
художественного текста;
художественный текст и давать его
• дифференцировать элементы поэтики
смысловой анализ; интерпретировать
художественного текста, видеть их
прочитанное, устанавливать поле
художественную и смысловую функцию;
читательских ассоциаций, отбирать
• сопоставлять «чужие» тексты
произведения для чтения;
интерпретирующего характера,
• воспринимать художественный текст как аргументированно оценивать их;
произведение искусства, послание автора
• оценивать интерпретацию художественного
читателю, современнику и потомку;
текста, созданную средствами других

прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать
литературные художественные
произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

3

• определять для себя актуальную и
перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение,
и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений
для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать
произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё
отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками
информации и владеть основными
способами её обработки и презентации.

искусств;
• создавать собственную интерпретацию
изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера,
реферат, проект).

1. Содержание учебного курса «Развитие читательской компетенции»
Раздел I. Введение.
Лингвистика как наука. Разделы лингвистики. Связь лингвистики с другими науками. Предмет общего языкознания. Основные
проблемы общего языкознания.
Раздел II. Язык и речь.
1. Происхождение языка.
Биологические и социальные предпосылки возникновения языка. Гипотезы происхождения языка.
4

2. Природа и сущность языка.
Взгляды на природу языка. Язык и мышление. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах.
3. Язык – система знаков.
Знаки – единицы языка. Структура языка. Основные типы знаков. Безусловные и условные знаки. Система знаков. Типы систем.
Дифференциальные и интегральные признаки знака. Система языка.
4. Функции языка.
Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.
5. Язык и речь.
Разграничение понятий «язык» и «речь».
6. Социально-функциональная структура языка.
Внутреннее строение языка. Литературный язык и территориальные диалекты. Признаки литературного языка. Территориальные и
социальные диалекты. Просторечие.
7. Классификация языков.
Языковая семья. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские языки. Другие языковые семьи. Понятие о мировых
языках.
8. Происхождение и развитие письма.
Стадии развития письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Фонографическое письмо.
Раздел III. Фонетика.
1. Артикуляционная база языка.
Фонетика. Речевой аппарат человека. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация. Редукция.
2. Слог. Ударение и интонация.
Виды слогов. Строение слога. Дифтонги. Деление слова на слоги и членение слова на морфемы. Ударение. Типы ударения. Функции
ударения. Энклитики и проклитики. Интонационные схемы.
3. Понятие о фонеме.
Фонема, её основная функция. Дифференциальные признаки фонем. Парные фонемы. Слабая и сильная позиция фонем. Варианты
фонем. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.
Раздел IV. Лексикология.
1. Слово как предмет лексикологии.
Лексика. Лексикология. Слово как фонетическая, лексическая и грамматическая единица. Двусторонняя природа слова. Основные
функции слова. Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава языка.
5

2. Лексическое значение и его типы.
Классификация лексических значений. Явление многозначности. Прямое и переносное значение. Виды переносных значений.
3. Фразеологические единицы.
Фразеологизмы. Особенность фразеологизмов. Классификация фразеологизмов. Источники фразеологии.
Раздел V. Морфемика и словообразование.
1. Понятие о морфеме.
Морфема. Типы морфем. Основа слова. Функции аффиксов.
Исторические изменения морфемного состава слова: опрощение, переразложение, осложнение.
2. Основные способы словообразования.
Словообразование. Словообразовательный тип. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное
гнездо.
Раздел VI. Грамматика.
1. Грамматический строй языка.
Грамматика. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Разделы грамматики.
2. Морфология.
Морфология. Части речи. Парадигма. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометия.
3. Синтаксис.
Синтаксис. Словосочетание: структура, классификация, функция. Предложение: структура, классификация, функция. Понятие
предикативности. Члены предложения. Актуальное членение предложения.

6

2. Тематическое планирование учебного курса «Введение в языкознание»

9 класс
Количество
часов

№

Название разделов и тем

1.

Раздел I. Введение. Лингвистика как наука.

1 ч.
14 ч.

2.

Раздел II. Язык и речь.
Происхождение
языка.
Биологические
предпосылки возникновения языка.
Гипотезы происхождения языка.

3.

и

социальные

6.
7.

Система языка.

1 ч.

8.

Основные функции языка: коммуникативная и когнитивная.

1 ч.

9.

Язык и речь.

1 ч.

10.

1 ч.

12.

Разграничение понятий «язык» и «речь».
Социально-функциональная структура языка. Литературный
язык и территориальные диалекты.
Классификация языков. Языковая семья.

13.

Понятие о мировых языках.

1 ч.

14.

Происхождение и развитие письма. Стадии развития письма.
Виды письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое
письмо. Фонографическое письмо.

1 ч.

11.

15.

фактич.
сроки

1 ч.
1 ч.

5.

планир.
сроки

1 ч.

Природа и сущность языка. Взгляды на природу языка.
Язык и мышление. Учение И.П. Павлова о двух сигнальных
системах.
Язык – система знаков. Основные типы знаков.

4.

Дата

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
7

Раздел III. Фонетика.

6 ч.

16.

Артикуляционная база языка. Фонетика. Речевой аппарат.

1 ч.

17.

Комбинаторные изменения в языке. Редукция.

1 ч.

18.

Слог. Ударение и интонация.

1 ч.

19.

Деление слова на слоги и членение слова на морфемы.

1 ч.

20.

Понятие о фонеме, её основной функции.

1 ч.

21.

Варианты фонем. Классификация звуков речи.

1 ч.

Раздел IV. Лексикология.

5 ч.

22.

Слово как предмет лексикологии. Основные функции слова.

1 ч.

23.

Классификация лексики. Пути пополнения словарного состава.

1 ч.

24.

Лексическое значение и его типы.

1 ч.

25.

Явление многозначности. Прямое и переносное значение.

1 ч.

26.

Фразеологические единицы. Источники фразеологии.

1 ч.

Раздел V. Морфемика и словообразование.

3 ч.

27.

Понятие о морфеме. Типы морфем.

1 ч.

28.

Основа слова. Функции аффиксов.

1 ч.

29.

Исторические изменения морфемного состава слова.

1 ч.

Раздел VI. Грамматика.

5 ч.

30.

Грамматический строй языка. Разделы грамматики.

1 ч.

31.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

1 ч.

32.

Синтаксис. Словосочетание: классификация, функции.

1 ч.
8

33.

Предложение: структура, классификация, функции.

1 ч.

34.

Члены предложения.

1 ч.

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».