Безопасная среда 5-7 класс 1

УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.

Мельников
Алексей
Александрович

Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131, SNILS=02721521413,
C=RU, S=66 Свердловская область, L=г. Кушва,
G=Алексей Александрович, SN=Мельников,
CN=Мельников Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 17:12:07+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

Рабочая программа
учебного курса «Безопасная среда»
5-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Безопасная среда» составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1015;
3. Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки
России от 29.08.2013 № 1008;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
5. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
6. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 "О направлении информации" вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разно уровневые программы)";
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 "О направлении методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей");
10. Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
11. Письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности
и реализации дополнительных образовательных программ".
12. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»;
13. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;
14. Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
15. Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
короновирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
16. Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
17. Устав школы;
18. Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности МАОУ СОШ №3
19. Программа внеурочной деятельности «Безопасная среда». 5-9 классы / авт.-сост. Ю.Л.
Воробьева – Дрофа, 2014 год.

Программа курса «Безопасная среда» рассчитана на 5 лет. Общее количество часов на уровне
основного общего образования составляет 175 часов со следующим распределением часов по
классам:
 5-й класс – 34 часа, из них 25 часов теории и 8 часов практики, 1 проект.
 6-й класс – 34 часа, из них 30 часов теории и 4 проектов.
 7-й класс – 34 часа, из них 29 часов теории и 5 часов практики.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаемый курс направлен на достижение следующих целей и задач:
 безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера;
 понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
 принятие учащимися ценностей гражданского общества;
 готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию;
 формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
 развитие коммуникативных качеств личности для ответственного и осознанного
поведения во время экстремальных ситуаций;
 овладение навыками оказания первой необходимой помощи в различных жизненных
ситуациях;
 развитие чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
 развитие навыков самостоятельного принятия решений в сложных ситуациях;
 формирование у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
 приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных
и угрожающих жизни условиях и умение адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте
и
на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед
Родиной,
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира:
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической иэкстремистской
деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли
решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий;
• освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для усвоения знаний, программа предусматривает групповую форму обучения, лекций,
бесед, рассказов, практических занятий, диспутов, проведение экскурсий.
Практическое выполнение программы предполагает выполнение учащимися конкретных
видов учебных действий: творческих работ, отработка нормативов, решение теоретических и
практических задач.
Исходя из принципов современного образования, реализация программы ориентирована на
новые подходы к организации общения, сотрудничества во внеурочной деятельности, где
используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель-ученик»,
парная и групповая работа, что в свою очередь так же влияет на формирование
Универсальных учебных действий
5 КЛАСС
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1. Человек и среда его обитания
1.1. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их
деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных
городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
1.2. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые
приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные

ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
1.3. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности
природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с
учетом окружающей среды. Правила поведения у воды.
1.4. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица,
город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе.
Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (с взрослыми и сверстниками,
с незнакомым человеком).
1.5. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города,
предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
2. Опасные ситуации социального характера
2.1.Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с
незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.
2.2.Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных
ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде
дома.
2.3.Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть
события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по
городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и
зоны повышенной опасности).
2.4.Правила безопасного поведения в школе. Меры личной безопасности при общении с
одноклассниками.
2.5.Обеспечение личной безопасности в общественных местах. Умение соблюдать правила
безопасности в толпе и при большом скоплении людей.
3. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3.1. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая
совершенствование его физических и духовных качеств.
3.2.Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально
распределить своё время как основные составляющие здорового образа жизни.
3.3.Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования
физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.
3.4.Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении
здоровья. Необходимые организму вещества: продукты, витамины, минеральные вещества, вода.
Гигиена питания.
3.5.Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для
совершенствования физических и духовных качеств.
Вредные привычки (курение и его отрицательное влияние на развитие способностей человека и
здоровье).
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на
окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь
себя от курения.
4. Правила дорожного движения
Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и
дополнительные средства информации.Средства регулирования дорожного движения. Пешеход.
Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель.
РазделII. Оказание первой медицинской помощи
Первая
медицинская
помощь,
общие
положения
по
оказанию
первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила её
вызова. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при
ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила
оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Характеристика бытовых токсических веществ.
Раздел III.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
1. Опасные ситуации техногенного характера, возможные в Свердловской области
1.1. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные
правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
1.2.Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной
жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми
приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при
работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической
культурой и спортом.
2. Опасные ситуации природного характера, возможные в Свердловской области
2.1.Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный
занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
2.2.Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного
поведения на водоёмах в различное время года.
6 КЛАСС
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1. Подготовка к активному отдыху на природе
1.1. Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для
развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость
подготовки к нему.
1.2. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
1.3. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.
1.4. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
1.5. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра,
заготовка топлива, приготовление пищи на костре.
1.6. Определение необходимого снаряжения для похода.
2.
Активный отдых на природе и безопасность
2.1. Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
2.2. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной
группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода.
Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных
препятствий. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
2.3. Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и
подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном
походе.
2.4. Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в
водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
3. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной
среде
3.1. Автономное пребывание человека в природе. Обеспечение жизнедеятельности человека в
природной среде при автономном существовании.
3.2. Добровольная автономия. Сооружение временного укрытия из подручных средств.
Добывание огня, обеспечение водой и пищей, подача сигналов бедствия.
3.3. Вынужденная автономия. Особенности выживания человека в чрезвычайной ситуации.
4. Опасные ситуации в природных условиях, характерных для Свердловской области
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
4.1. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
4.2. Укусы насекомых и защита от них.
4.3. Клещевой энцефалит и его профилактика.
5. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
5.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
5.2. Компьютер и его влияние на здоровье.
5.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

5.4. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
5.5. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика
употребления наркотиков и психоактивных веществ.
6. Правила дорожного движения
Причины дорожно – транспортных происшествий. Где и как переходить улицу?
Перекрестки и их виды. Сигналы светофора с дополнительной секцией. Знаки для пешеходов и
водителей.
Раздел II. Оказание первой медицинской помощи
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных
условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потёртостях. Первая
медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и
отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская
помощь при укусах насекомых.
7 КЛАСС
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
1.1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Здоровье человека как
индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
1.2. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Взаимосвязь,
существующая между физической, духовной и социальной составляющими здоровья человека.
1.3. Особенности психологического здоровья в подростковом возрасте. Конфликтные
ситуации и их разрешение.
1.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и общества. Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье.
1.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
1.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Определение отрицательного отношения к
алкоголю, курению, наркомании и токсикомании.
1.7. Профилактика вредных привычек.
2. Правила дорожного движения
Дорожные «ловушки». Поведение участников и очевидцев ДТП. Светофоры для пешеходов.
Сигналы регулировщика. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
II. Оказание первой медицинской помощи
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой
врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда
необходимо вызывать «скорую помощь».
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская
помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
РазделIII.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
1. ЧС природного характера
1.1.Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического,
метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их
характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
1.2.Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. Опасная ситуация,
стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.
1.3.Чрезвычайные ситуации природного характера, характерные для Оренбургской области,
причины их возникновения.
2. Чрезвычайные ситуации геофизического происхождения

2.1.Землетрясения.
Причины
возникновения
землетрясений
и
их
возможные последствия. Геофизические процессы, происходящие в литосфере Земли, в
результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность
землетрясения. Определение интенсивности землетрясения. Возможные последствия
землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Защита населения от последствий землетрясений.
Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в
рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений.
Правила безопасного поведения при землетрясении.
2.2.Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на земле. Типы вулканов:
дремлющие, действующие и потухшие вулканы.
Организация защиты населения от последствий извержений вулканов.
3. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
3.1. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой
площади.
Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.
Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от
последствий обвалов и снежных лавин.
3.2.
Оврагообразования и другие геологические явления.
4. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
4.1.Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их
строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала
Бофорта, определяющая силу ветра.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Организация
оповещения населения об угрозе ураганов и бурь.
Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового
предупреждения о приближении урагана.
4.2.Смерч, основные понятия и определения, характеристика смерча, разрушительная сила
смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во
время смерча.
5. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
5.1.Наводнения, виды наводнений и их причины.
Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Паводок. Заторы и зажоры.
Нагоны воды.
Возможные последствия наводнений.
Защита населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, оповещение
и защита населения. Спасательные работы и эвакуация.
Рекомендации населению по правилам поведения при угрозе и во время наводнения.
5.2.Сели и их характеристика, причины возникновения. Защита населения. Рекомендации
населению, проживающему в селеопасных районах.
5.3.Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, последствия.
Организация оповещения населения от последствий цунами. Подготовка населения к
безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
6.Природные пожары
6.1. Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия
лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
6.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в
лесу.
7.Чрезвычайные биолого-социальные ситуации
7.1. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация
инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, её характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы,
его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Распространенные
инфекции и их профилактика. Защита населения от инфекций. Правила личной гигиены для
профилактики инфекционных заболеваний.
7.2. Эпизоотии. Инфекционные болезни животных. Причины их возникновения, краткая
характеристика. Меры защиты.
7.3. Эпифитотии. Инфекционные болезни растений. Меры защиты.
Методы и формы обучения
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении
приоритетами
для
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и
моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной
деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы
данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт
своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена
общества и учебного коллектива.
Формы занятий:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и
экстремальных ситуаций;
- семинары и круглые столы;
- индивидуальные консультации;
- учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детскоюношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные
эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками
военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины;
тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно
использовать разнообразные методы и формы обучения.
 Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый
стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
 Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного
материала учеником. (Анализ ситуации).
 Гностический:
объяснительно-репродуктивный,
информационно
поисковый,
исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
 Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
 Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
 Стимулирования и мотивации.
 Самостоятельной учебной деятельности.
 Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,
систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
 Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.



Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы
каждого ученика.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часов)

№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Улицы и движение в нашем городе
Элементы улиц и дорог
Дорожные знаки и дополнительные средства информации
Регулирование дорожного движения
Пешеход. Безопасность пешехода. Практическое занятие
Пассажир. Безопасность пассажира. Практическое занятие
Водитель
На железной дороге
Правила дорожного движения
Город как среда обитания
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Особенности природных условий в городе
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Пожарная безопасность. Практическое занятие
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
Погодные условия и безопасность человека
Безопасность на водоемах
Криминогенные ситуации и личная безопасность. Практическое
занятие
Обеспечение личной безопасности дома. Практическое занятие
Обеспечение личной безопасности на улице
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Экстремизм и терроризм понятия и причины их возникновения
Виды экстремистской и террористической деятельности.
Практическое занятие
О здоровом образе жизни
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые
условия укрепления здоровья
Рациональное питание. Гигиена питание
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
Первая помощь при различных видах повреждений
Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах. Практическое
занятие
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.
Практическое занятие
Первая помощь при отравлениях. Практическое занятие
Повторение и обобщение.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

6 класс (34 часов)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8

Причины ДТП
Перекрестки и их виды
Перекрестки и их виды
Дорожные знаки
Движение по загородным дорогам
Правила дорожного движения
Природа и человек
Определение своего местонахождения и направления движения на
местности
Ориентирование на местности
Подготовка к выходу на природу
Определение места бивака и организация бивачных работ
Определение необходимого снаряжения для похода
Общие правила безопасности во время активного отдыха на
природе
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной
местности
Подготовка и проведение лыжных и водных походов
Велосипедные походы и безопасность туристов
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность
человека в дальнем и выездном туризме
Акклиматизация человека в различных климатических условиях
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам
отдыха наземными видами транспорта
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте
Автономное существование человека в природе
Вынужденная автономия человека в природной среде
Добровольная автономия человека в природной среде
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании
Опасные погодные явления
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными
Укусы насекомых и защита от них
Клещевой энцефалит и его профилактика
Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в
природных условиях
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном
ударах, обморожении и ожоге
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и
насекомых
Здоровый образ жизни и профилактика утомления
Компьютер и его влияние на здоровье человека
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека
Обобщение и повторение материала. Резервный час.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс (34 часов)
№
1

Тема
Дорожные «ловушки»

Количество
часов
1

2
3

Поведение участников и очевидцев ДТП
Светофоры для пешеходов.

1
1

4

Сигналы регулировщика

1

5
6

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях
Различные природные явления и причины их возникновения.
Общая характеристика природных явлений
Землетрясение. Причины возникновения и последствия
Защита населения от последствий землетрясений
Правила безопасного поведения населения при землетрясении
Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Оползни, их последствия, защита населения. Обвалы и снежные
лавины
Сели и их характеристика
Ураганы и бури, смерчи, причины их возникновения, возможные
последствия
Защита населения от последствий ураганов и бурь, смерчей
Наводнения. Виды наводнений и их причины
Защита населения от последствий наводнений
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время
наводнения. Правила поведения на воде
Цунами, их характеристика. Защита населения от цунами
Лесные и торфяные пожары и их характеристика
Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения
Пожарная безопасность на природе и быту. Правила поведения в
лесу
Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии
Психологическая уравновешенность, стресс и его влияние на
человека
Анатомо-физиологические особенности подростка
Формирование личности подростка при взаимоотношении со
взрослыми и сверстниками
Ответственность несовершеннолетних
Общие правила оказания первой медицинской помощи
Оказание ПМП при наружном кровотечении
Оказание ПМП при ушибах и переломах
Общие правила транспортировки пострадавшего
Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах
Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое
обслуживание
Движение групп велосипедистов. Велоэстафета
Первая помощь при отравлениях. Практическое занятие

1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Средствами оснащения кабинета ОБЖ являются:
 Учебно-методическая литература.
 Технические средства обучения.
 Средства программного обучения и контроля знаний.
 Макеты, муляжи, модели.
 Тренажеры.
 Стенды, плакаты.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.

2.

3.

4.

 Средства индивидуальной защиты.
 Аудиовизуальные пособия.
Учебно-методическая литература
Нормативно – правовые документы
 Конституция Российской Федерации
 Правила дорожного движения Российской Федерации
 Семейный кодекс Российской Федерации
 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
 Уголовный кодекс Российской Федерации
 Федеральный закон «О гражданской обороне»
 Закон «Об образовании»
 Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
 Федеральный закон «О пожарной безопасности»
 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
 Федеральный закон «О противодействии терроризму»
 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Учебная литература
 Комплексная программа 5 – 11 классы/А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под общей ред.
А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2011 г.
 Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы».
 Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические
рекомендации. 5-11 классы».
 Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные
разработки.5-9 классы».
 Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 кл., 6
кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под
общ.ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014-2015г.
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Сканер
Принтер
Мультимедиапроектор
Экран
Средства программного обучения и контроля
 Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и
защита от чрезвычайных ситуаций».
 Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний
и правила оказания первой помощи».
 Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах».
 Компьютерные тесты
Стенды, плакаты
 Дорожные знаки
 Пожарная безопасность
 Безопасность в быту
 Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
 Активный отдых на природе
 Опасные ситуации в природных условиях
 Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
 Правила безопасного поведения при землетрясении
 Правила безопасного поведения при наводнении
 Правила безопасного поведения при аварии радиационно опасном объекте
 Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
 Первая помощь при массовых поражениях
 Правила транспортировки пострадавших

 Основы медицинских знаний и правила оказания первой.
 Терроризм
5. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
 Ватно – марлевые повязки
 Респираторы
 Противогазы
Средства защиты кожи
 Изолирующие ОЗК
Медицинское имущество
 Санитарная сумка
 Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м*14 м
 Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м*10 м
 Шина лестничная для рук, ног
 Жгут кровоостанавливающий эластичный
 Носилки санитарные
6. Аудиовизуальные пособия
 Основы ГО. Организация и методика обучения.
 Современное стрелковое оружие
 СИЗ.
 Защита от отравляющих веществ.
 ЧС в районе школы. Пожар. Авария на химически опасном предприятии.
 Действия населения в случае наводнения.
 Безопасность детей в транспортном мире
 ПДД
 Безопасность на воде
 Первая помощь при травмах
 Первая помощь при кровотечениях
 Первая помощь при ожогах
 Применение огнетушителей и правила пользования ими.
Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности удовлетворяет требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными
для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.








7. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития
обучающихся.
Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала.
Промежуточный контроль проводится с целью определения результатов обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня
развития обучающихся, их творческих способностей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы
безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ.ред. А.Т.
Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 кл., 6
кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под
общ.ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010-2013.
Акимов В. А. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах:
учеб.пособие в системе образования МЧС России и РСЧС / В. А. Акимов. — М., 2004. .
Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ.ред. С. К. Шойгу]. —
М., 2005.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ.ред. М. И. Фалеева. —
Калуга, 2001.
Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 – 11 классы)/ Е.Н. Дубровская –
М.: Педагогическое общество России, 2007.
Литература для
учителяавт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2009г. ОБЖ 5-8 кл.
Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: кн.
для родителей / А. Г. Макеева. — М., 2005.
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма
школьников: метод, пособие для учителя: 7—9 кл. /А. Г. Макеева. — М., 2005.
Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / под общ.ред. А. Н.
Гаранского. — М., 2003.
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А.
Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ.ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А.
Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ.ред. А. Т. Смирнова]. — М., 2007.
Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис –
пресс,2006.
Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. —
Ижевск, 2004.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил
дорожного движения/ авт. – сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус,2006.
Топорова И.К.,С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2010 г.ОБЖ тесты:
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2006. — № 11.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т.
Смирнов, Б. И. Мишин. — М., 2002.
Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов

Название сайта
Российское образование" Федеральный портал»
Российский общеобразовательный портал
МЧС России
Министерство образования и науки РФ
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Издательский дом «1 сентября»
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом
«1 сентября)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

Электронный адрес
http://www.edu.ru
http://school.edu
http://www.emercom.gov.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.km.ru
http://www.uroki.ru
http://www.1september.ru
http://festival.1september.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bez
opasnost_det

http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».