Картография 8-9 класс 1

УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.

Мельников
Алексей
Александрович

Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru, INN=662001969131,
SNILS=02721521413, C=RU, S=66 Свердловская область,
L=г. Кушва, G=Алексей Александрович, SN=Мельников,
CN=Мельников Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 17:13:22+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

Рабочая программа
учебного курса «Картография»
8-9 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Картография» составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1015;
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности дополнительным
общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №
1008;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
5. Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
6. Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

общего

образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 "О направлении информации" вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разно уровневые программы)";
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 "О направлении методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей");
10. Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования";

11. Письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных образовательных программ".
12. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
13. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;
14. Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
15. Приказом

Минпросвещения

образовательной

России

деятельности

в

от

17.03.2020

организациях,

№

104

«Об

реализующих

организации

образовательные

программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные

программы

среднего

профессионального

образования,

соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные
общеобразовательные программы, в условиях распространения новой короновирусной
инфекции на территории Российской Федерации»;
16. Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
17. Устав школы;
18. Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 3
Программа курса «Картография» рассчитана на 2 года. Общее количество часов на уровне
основного общего образования составляет 35 часов со следующим распределением часов по
классам:
 8-й класс – 17,5 часа, из них 25 часов теории и 9 часов практики, 1 проект.
 9-й класс – 17,5 часа, из них 30 часов теории и 5 проектов.
Рабочая

программы по курсу «Картография» призвана раскрыть более полно

неиспользованные резервы предмета «География», главным образом картографическим
методом его изучения.
Рабочая программа соответствует логики предмета «География» ООО, а значит идеи

стандарта.
В основу содержания учебного курса положено изучение географических карт, как
источника географических знаний. Основной, но не единственной,

формой организации

деятельности является практическая работа с различными картами, нанесением на контурную
карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала по предмету
«География».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью курса "Картография" является построение карт, в том числе карт Свердловской
области (тему ученик выбирает самостоятельно).
Задачи курса:


Обучить учащихся дополнительным картографическим знаниям и умениям;



Показать учащихся ряд технологий построения карт;



Научить учащихся картографическим шрифтам;



Способствовать активному формированию географического мышления;



Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах, снимках и научит
пользоваться ими в повседневной практике;



Ознакомление с основными видами и типами карт, получить навыки работы с ними,
взаимного сопоставления, совместного анализа карт;



Формировать у учащихся представления и знания об особенностях картографии;



Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению данного курса;



Развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес и грамотность по
картографии.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
- понять значение карт в жизни и деятельности человека;
- использовать полученные знания и умения дальнейшей деятельности;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие компетенции в области использования информационно –
коммуникативных технологий (ИКТ – компетенции).
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- иметь представления об истории развития картографии;
- знать основные виды и типы карт, способы изображения;
- уметь читать геоинформацию, космические аэроснимки;
- владеть навыками анализа картографической информации;
- уметь составлять простейшие описания по тематическим картам, читать карты;
- определять основные свойства карт;
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
основного общего образования:
1. воспитание гражданственности, патриотизма,

уважения к правам, свободам

и

обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю,
гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность,
мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
2. воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое
государство,

демократическое

государство,

социальное

государство,

закон

и

правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение
Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
3. воспитание

нравственных

чувств,

убеждений,

этического

сознания

(ценности:

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство;

уважение

родителей;

уважение

достоинства

другого

человека,

равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода
совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере,
духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения,
формируемое

на

основе

межконфессионального

диалога;

духовно-нравственное

развитие личности);
4. воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
(ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая
грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое,
целесообразный

духовное
здоровый

здоровье;
и

экологическая

безопасный

образ

культура;

жизни;

экологически

ресурсосбережение;

экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для
улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества
в гармонии с природой);
5. воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и
жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание,
стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и
самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям
труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и
настойчивость, бережливость, выбор профессии);
6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир
человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие
личности).
Выпускник научится

• выбирать картографические источники географической информации адекватные решаемым
задачам;

• ориентироваться в картографических источниках географической информации: находить и
извлекать

необходимую

информацию;

определять

и

сравнивать

качественные

и

количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; выявлять
недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;

•

представлять в виде карты географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;

•

использовать картографические источники географической информации для решения

различных

учебных и

практико-ориентированных задач:

выявление

географических

зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических
явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);
составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

•

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

•

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения, материков и океанов, отдельных регионов и стран;

•

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материков и
океанов, регионов и отдельных стран;

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

•

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

•

использовать

знания

о

мировом,

зональном

времени

для

решения

практико-

ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с
контекстом из реальной жизни;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России
и её отдельных регионов;

•

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;

•

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

•

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;

•

использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;

• объяснять и сравнивать особенности природы отдельных регионов России;
Выпускник получит возможность научиться

• создавать простейшие географические карты различного содержания;
•

наносить на контурные карты основные географические объекты;

•

показывать на карте географические объекты;

• использовать картографические знания в повседневной жизни;

• работать с картами как источниками географической информации;
• приводить примеры практического использования картографических знаний в различных
областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию картографического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов, происходящих в
географической оболочке;
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс.
Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных
групп полезных ископаемых по картографическим материалам.
Закономерности распределения солнечной радиации, средних температур января и июля,
годового количества осадков по территории страны по картографическим материалам.
Особенности погоды различных пунктов. Прогноза погоды. Синоптическая карта
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними
опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата по
картографическим материалам и ресурсов интернет.
Анализ

обеспеченности

водными

ресурсами

крупных

регионов

России

по

картографическим материалам и ресурсов интернет.
Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей
между ними в разных природных зонах.
Характеристика природных районов страны по картографическим материалам.
Характеристика

особо охраняемых природных объектов по картографическим

материалам и ресурсам интернета.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для
изучения материала раздела.
9 класс.
Введение (1 час)
Знание картографии в современном обществе. Связи картографии с другими науками:
математикой, геодезией, географией, геологией, техникой и автоматикой. Понятие о
географической картографии.
Тема 1. План, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (2часа)
Понятия о планах, картах, снимках. Инструментальные и глазомерные съемки для составления
планов. Использование планов в практической деятельности. Свойства и способы создания

карт. Аэрофотоснимки – фотографические изображения, получаемые с летательных аппаратов.
Космические

снимки.

Урок

практикум:

наглядное

знакомство

с

планами

картами,

аэрофотоснимками.
Тема 2. Масштаб, проекция, система координат (3часа)
Знакомство с числовым и линейным масштабами. Пользование масштабами при измерениях по
картам и нанесении объектов на карты и планы. Искажения, возникающие при переходе
сферической поверхности Земли к плоскости карты. Основные виды проекций – равновеликие,
равнопромежуточные, произвольные. Широта и долгота. Параллели и меридианы, система
отсчета. Практические работы по определению географических координат, нанесение объектов
на карты по географическим координатам.
Тема 3. Условные знаки. Картографические способы изображения (4часа)
Виды картографических условных знаков: точечные, линейные, динамические, пояснительные
надписи, буквенные и цифровые обозначения. Знаковые системы на тематических картах:
значки, линейные знаки, изолинии, ареалы, знаки движения. Способы изображения рельефа:
горизонтали, изобаты. Отметки высот и глубин. Абсолютная и относительная высота.
Послойная окраска рельефа. Практические работы по ориентированию на местности по планам
и топографическим картам, знание условных знаков, составление планов местности.
Тема 4. Картографическая генерализация (1час)
Понятие о картографической генерализации. Факторы генерализации: назначение карты,
влияние масштаба, тематика и типы карт, оформление карты. Виды генерализации: отбор
картографируемых явлений, обобщение качественных и количественных характеристик, отбор
объектов.
Тема 5. Виды и типы географических карт и атласов (3часа).
Классификация карт по содержанию: общегеографические, тематические. Деление карт по
назначению: научно-справочные, технические, навигационные, культурно-просветительные.
Классификация карт по территории, тематике, назначению, формату. Национальные и
региональные атласы. Практикумы по чтению тематических карт, составление географических
описаний.
Тема 6. Использование карт (2часа)
Определение направлений и расстояний по топографическим картам, построение профилей,
определение азимутов, румбов.
Тема 7. История картографии (1час)
Зарождение картографии. Картография новейшего времени. Международное картографическое
сотрудничество.
Оценочные практические работы
Наглядное знакомство с картографическими произведениями

Определение географических координат по картам
Местоположение и нанесение объектов на контурные карты по географическим координатам
Чтение топографических карт, знание условных знаков
Составление планов местности, схематических карт
Изучение тематических карт
Составление географических описаний по тематическим картам и атласам
Измерение высот, глубин, длин рек и дорог
Построение профилей

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (0,5 часа в 1 неделю)
№
п\п
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

тема занятия

Основные виды деятельности

Географическое
практическая работа с к\к: нанесение географической номенклатуры,
положение России
описание географического России.
Россия на карте часовых практическая работа с к\к: нанесение географической номенклатуры
поясов
практическая работа: решение задач
Русские имена на карте практическая работа с к\к: нанесение географической номенклатуры,
РФ
мониторинг ресурсов интернет, описание исследования и открытий
Минеральные ресурсы
страны и Свердловской
области
Рельеф РФ и
Свердловская области
Карта Типов климатов
Синоптическая карта
Климатограммы страны
и Свердловской области
Внутренние воды РФ и
Свердловской области
Реки: Глубокая,
Стрельная
Размещение основных
типов почв
Почвы Свердловской
области
Особо охраняемые
природные объекты РФ
Особо охраняемые
природные объекты
Особо охраняемые
природные объекты
Моря омывающие РФ

практическая работа с к\к: нанесение географической номенклатуры,
оценка ресурсного потенциала страны и КО
практическая работа с к\к: нанесение географической номенклатуры,
описание географического объекта
практическая работа: нанесение географической номенклатуры,
выявление различий территорий
практическая работа: решение задач
практическая работа: сопоставление карт и климатограмм
практическая работа с к\к: сопоставление карт, нанесение
географической номенклатуры
практическая работа: описание географического объекта
практическая работа: сопоставление карт, выявление
взаимозависимости компонентов природы
практическая работа: сопоставление карт, выявление
взаимозависимости компонентов природы
мониторинг ресурсов интернет, описание географического объекта
мониторинг ресурсов интернет, описание географического объекта
мониторинг ресурсов интернет, описание географического объекта
мониторинг ресурсов интернет, описание географического объекта,
нанесение географической номенклатуры
9 класс (0,5 часа в 1 неделю)

№
п/п

1.

№
урока
темы
1.

ТЕМА

Введение.

№
урока

1.

Термины

картография

Инд.
работа

Дом.
задание
конспект

11

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

Тема 1. План, карта, аэрофотоснимок,
космический снимок
Знакомство с планами, картами,
аэрофотоснимками и космическими
снимками.
Практическая работа: «Наглядное
знакомство с картографическими
произведениями».
Тема 2. Масштаб, проекция, система
координат
Понятие о масштабе карт, планов,
космических снимков. Координаты.
Практическая работа: «Определение
географических координат по картам»

2.

план, карта,
космические
снимки,
аэрофотоснимки

атласы

конспект

практикум

3.

атласы, к \к

конспект

5.

практикум

атлас

Практическая работа:
«Местоположение и нанесение
объектов на контурные карты по
географическим координатам».
Тема 3. Условные знаки.
Картографические способы
изображения
Картографические условные знаки.

6.

практикум

атлас, к/к

8.

Знаковые системы на тематических
картах, способы изображения рельефа.

8.

9.

9.

9.

10.

10.

11.

11.

12.

12.

13.

13.

14.

14.

15.

15.

16.

16.

17.

17.

18.

18.

Практическая работа: «Чтение
топографических карт, знание
условных знаков».
Практическая работа: «Составление
планов местности, схематических
карт»
Тема 4. Картографическая
генерализация (1 час)
Картографическая генерализация.
Тема 5. Виды и типы географических
карт и атласов
Общие принципы классификации
картографических произведений
Практическая работа: «Изучение
тематических карт».
Практическая работа: « Составление
географических описаний по
тематическим картам и атласам».
Тема 6. Использование карт
Практическая работа: « Измерение
высот, глубин, длин рек и дорог».
Практическая работа: « Построение
профилей».
Тема 7. История картографии История
картографии.
Резервный час

4.

7.

масштаб,
координаты

картографические
условные знаки,
значки, линейные
знаки, изолинии,
качественный и
количественный
фон, ареалы,
знаки движения,
картограммы,
динамические
знаки

атлас,
конспект
топографические
карты

10.

11.

атлас

практикум

атлас, к/к

практикум

атлас, к/к

генерализация,
картографическая
генерализация

атлас,
конспект
атлас,
конспект

12.

13.

практикум

14.

практикум

15.

16.
17.

картометрия

практикум

атлас, к/к

практикум

сообщения
атлас,
конспект

18.

12

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Формы учебной деятельности:
 коллективная;
 групповая;
 индивидуальная;
Методы и приемы обучения:
 методы обучения – наблюдения, беседа, объяснение, работа с картой, сравнения,
дидактические игры;
 приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного
подхода с учетом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных
возможностей.
Технологии обучения:
 дифференцированное обучение;
 личностно – ориентированное обучение.

Критерии оценки работ
1. Карта грамотно размещена на листе (3 балла).
2. Размер и место заголовка отвечает заданным требованиям.
3. Соблюдение шрифта и объекта. (0 баллов – вообще не соблюден, 1 балл –
соблюден 10–20% шрифта, 2 балла - соблюден 30–40% шрифта, 3 балла – 50–
60% шрифта, 4 балл – 70-80% шрифта, 5 балла – полностью соблюден).
4. Заполнение карты цветом, учитывается наличие/отсутствие подтеков, затирок,
исправлений в работе.
5. Оценка легенды карты.
Порядок начисления баллов
За каждый критерий может быть начислено:
Минимально - 0 (ноль) баллов;
Максимально - 4 (четыре) балла (если не прописано иное).
За работу баллы начисляются согласно ведомости учителем в ходе проверки
работ и их защиты. Баллы начисляются согласно ведомости учителем в группе в
ходе проведения защиты.
Все баллы, полученные за работу и защиту суммируются и образуют итоговый
результат, на основании которого составляется рейтинг участников и
выставляются зачеты. Для получения зачета необходимо набрать учащимся
минимум 11баллов.
Апелляция и изменение результатов зачеты после подведения итогов не
предусмотрена.
Перечень обязательной географической номенклатуры
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.
Крайние точки России.
13

Балтийская коса, гора Базардюзю, мыс Дежнёва, остров Ратманова, мыс Челюскин, мыс
Флигели на острове Рудольфа
Океаны.
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий.
Моря.
Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское,
Лаптевых, Охотское, Черное, Чукотское, Японское.
Порты.
Архангельск, Владивосток, Калининград, Мурманск, Новороссийск, Петро, авловскКамчатский, Санкт-Петербург.
Заливы.
Анадырский, Пенжинская губа, Финский, Шелихова
Проливы.
Берингов, Вилькицкого, Дм. Лаптева, Карские Ворота, Кунаширский, Лаперуза, Лонга,
Маточкин Шар, Санникова, Татарский.
Полуострова.
Гыданский, Камчатка, Кольский, Крымский,Таймыр, Чукотский, Ямал.
Острова и архипелаги.
Врангеля, Земля Франца-Иосифа, Командорские, Курильские, Новая Земля, Новосибирские
острова, Сахалин, Северная Земля.
Страны-соседи.
Абхазия, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Китай, Корейская Народная
Демократическая Республика, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Соединенные
Штаты Америки, Украина, Финляндия, Эстония, Южная Осетия Япония.
ПРИРОДА РОССИИ.
РЕЛЬЕФ И НЕДРА.
Платформы.
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Сибирская
Щиты.
Алданский, Анабарский, Балтийский, Воронежский массив Украинского щита
Равнины.
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Колымская низменность, Плато Путорана,
Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Приленское плато, Северные
Увалы, Северо-Сибирская низменность, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское
плоскогорье, Яно-Индигирская низменность.
Горы.
Алтай (гора Белуха), Большой Кавказ (Эльбрус, Казбек), Верхоянский хребет, Восточный
Саян, Крымские горы, Западный Саян, Сихотэ-Алинь, Срединный хребет, Становой
хребет, Уральские (гора Народная), хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вулканы.
Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка (п-ов Камчатка).
КЛИМАТ.
Азиатский максимум, «Полюс холода», поселок Оймякон, г. Верхоянск, СевероАтлантическое течение.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ
14

Реки. Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Алдан, Амур, Волга, Дон, Нева, Печора,
Северная Двина, Анадырь, Индигирка, Колыма, Яна.
Озера.
Байкал, Каспийское, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чаны, Чудское.
Водохранилища.
Братское, Зейское, Красноярское, Куйбышевское, Рыбинское.
Подземные воды.
Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ.
Заповедники.
Алтайский, Астраханский, Баргузинский, Кавказский, Сихотэ-Алинский, Таймырский,
Уссурийский.
7. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 Начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития
обучающихся.
 Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения
 обучающимися учебного материала.
 Промежуточный контроль проводится с целью определения результатов обучения.
 Итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня
 развития обучающихся, их творческих способностей.
 Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


УМК обучающегося:



Атлас. География России. 8 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.



Атлас. География России. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.



Атлас. Начальный курс географии. 6класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010



УМК учителя:



Справочник по картографии. – М.: Недра, 2008.



Н. П. Неклюкова, и, в, Душина, Э. М. Раковская, А. М. Берлянт. География.

Справочник для старшеклассников поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА,
2005.


Н. В. Болотникова. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник

программ элективных курсов / авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.


Дополнительная литература:
15



География: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение,

2000г.


Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 2002.



Берлянт А.М. Карта – второй язык географии. – М.: Просвещение, 2003.



Гедымин А.В. Картографические проекции советских школьных карт. – М.:

Просвещение, 2000.


Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 2001.



Кусов В.С. Картографическое искусство Русского государства. – М.: Недра, 1999.



Преображенский А.И. Экономические карты в преподавании географии. – М.:

Просвещение, 1999.


Эдельштейн А.В. Как создается карта. – М.: Недра, 1998.



Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1995.



Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов

педагогических институтов / Под ред. Г.Ю. Грюнберга. М.: Просвещение, 2001.


Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. –

М.: Наука, 2000.


Салищев К.А. Картоведение. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2010.



География: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение,

2000г.


Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 2002.



Берлянт А.М. Карта – второй язык географии. – М.: Просвещение, 2003.



Гедымин А.В. Картографические проекции советских школьных карт. – М.:

Просвещение, 2000.


Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 2001.



Кусов В.С. Картографическое искусство Русского государства. – М.: Недра, 1999.



Преображенский А.И. Экономические карты в преподавании географии. – М.:

Просвещение, 1999.


Эдельштейн А.В. Как создается карта. – М.: Недра, 1998.



Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1995.



Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов

педагогических институтов / Под ред. Г.Ю. Грюнберга. М.: Просвещение, 2001.


Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. –

М.: Наука, 2000.
16



Салищев К.А. Картоведение. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2010.



Колосова, Н.Н. Картография с основами топографии: учеб. пособие для вузов /

Н.Н. Колосова, Е. А. Чурилова, Н. А. Кузьмина. - М.: Дрофа, 2006. - 272 с.


Курошев, Г.Д. Топография: учебник / Г.Д. Курошев. – М.: Изд. центр Академия,

2011. -192 с.


Чурилова, Е.А. Картография с основами топографии: практикум : учебн. пособие

для вузов /Е.А. Чурилова, Н.Н. Колосова. - М.: Дрофа, 2004. - 124 с.


Картоведение: учебник для вузов/ А.М. Берлянт, А.В. Востокова, В.И. Кравцова

и др.; Под ред. А.М. Берлянта. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 476 с.


Паромов, В.В.Картография с основами топографии. Часть 2. Картография:

учебно-методическое пособие / В.В. Паромов.- Томск: Изд-во ГОУ ВПО «Томский
государственный педагогический университет», 2010. -132 с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».