РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.
Мельников
Алексей
Александрович
Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru, INN=662001969131,
SNILS=02721521413, C=RU, S=66 Свердловская
область, L=г. Кушва, G=Алексей Александрович,
SN=Мельников, CN=Мельников Алексей
Александрович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 17:14:38+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
Рабочая программа
учебного курса
«Основы финансовой грамотности»
5-9 класс
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по экономике ориентирована на достижение
целей, определённых в Федеральном государственном стандарте основного общего
образования. «Основы финансовой грамотности» является прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся 5–9 классов в сфере экономики семьи, государства.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории,
географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей
Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки
России от 29.08.2013 № 1008;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
5. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
6. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 "О направлении
информации" вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)";
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей");
10. Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
11. Письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных программ".
12. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»;
13. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
14. Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
15. Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
соответствующего
дополнительного
профессионального
образования
и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения
новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
16. Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
17. Устав школы;
18. Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности МАОУ СОШ
№3
Программа курса «Основы финансовой грамотности» рассчитана на пять лет.
Общее количество часов на уровне основного общего образования составляет 170 часов со
следующим распределением часов по классам:
5-й класс – 34 часов;
6-й класс – 34 часов;
7-й класс – 34 часов;
8-й класс – 34 часов;
9-й класс – 34 часов.
Работа учителя и детей проводится с использованием следующих
образовательных технологий:
метод проектов,
личностно-ориентированное обучение,
развивающее обучение,
проблемное обучение,
информационные технологии.
Методы и приемы работы
сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
практические (творческие работы, графические работы);
коммуникативные (дискуссии, беседы, деловые и ролевые игры);
комбинированные (работа в парах, группах, коллективная, самостоятельная работа
учащихся, исследовательская работа);
проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).
2. Цель и задачи курса внеурочной деятельности
Цель – формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи и государства.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первичные представления о понятиях: личное финансирование, управление
домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы и
т.д.;
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- позволит приобрести опыт принятия экономических решений в области управления
личными финансами.
Развивающие:
- развивать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- повышать свою профессиональную компетентность в будущем;
- применить полученные знания в реальной жизни.
Воспитательные:
- формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого
материала основными методами обучения выбраны:
- решение кроссвордов и анаграмм;
- построение графиков, схем и диаграмм связей;
- расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов;
- создание постеров, компьютерных презентаций;
- мини-исследования;
- проекты;
- игры.
3. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного
предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися как
основной образовательной программы основного общего образования, так и внеурочной
деятельности:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Изучение данного факультативного курса математики дает возможность обучающимся
достичь следующих результатов развития:
I.
Личностными результатами
Учащиеся получат возможность научиться:
o осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
o овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
o развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
o развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
o участие в принятии решений о семейном бюджете.
II.
Метапредметными результатами
1) Познавательные
Учащиеся получат возможность научиться:
o - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
o - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
o - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
o - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
o - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
2) Регулятивные
Учащиеся получат возможность научиться:
o - понимание цели своих действий;
o - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
o - проявление познавательной и творческой инициативы;
o - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
o - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
3) Коммуникативные
Учащиеся получат возможность научиться:
o - составление текстов в устной и письменной формах;
o - готовность слушать собеседника и вести диалог;
o - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
o - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
o - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
o - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
III.
o
o
o
o
o
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
o - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
4. Содержание программы
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Деньги (10 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
грамотность?» История и причины возникновения денег. История денежных отношений на
Руси. Объяснить выгоды обмена; рассмотреть различные формы денег и области их
использования. Валюта РФ, Госхран РФ и история его создания. Что такое золотой запас и
как он формируется. В чьей компетенции производство денег, защита от подделок.
Современные деньги России и других стран. Познавательная беседа «Деньги».
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».
Раздел 2. Доходы семьи (10 часов)
Рассмотреть различные источники доходов семьи, объяснить причины различий
размеров доходов у разных семей. Потребности и потребители. Заработная плата.
Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. Творческое задание «Доходы
семьи».
Раздел 3. Расходы семьи (8 часов)
Рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о
покупках зависит от многих факторов . Предметы первой необходимости. Товары текущего
потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги и
управление коммунальными платежами. Детские расходы.
Работа со статистикой
«Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары
длительного пользования».
Раздел 4. Семейный бюджет (5 часов)
Рассмотреть соотношение доходов и расходов
и объяснить последствия их неравенства или равенства. Управление доходами и
расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений. Кредит.
Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые
карты. Вклады. Проценты по вкладам. Практическая работа «Семейный бюджет». Долги.
Сбережения. Вклады. Решение задач.
Раздел 5. Итоговое занятие по курсу «Основы финансовой грамотности» (1 час)
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Повторение (2 часа)
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (12 часов)
Рассмотреть непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, и
объяснить, как можно смягчить их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи.
Катастрофы. Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней,
аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование».
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа
«Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы
страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (10 часов)
Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и
социальной поддержки. Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются
налоговые сборы. Какие еще могут быть доходы у государства. Что такое бюджет и для
чего он нужен. Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог
на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость.
Акциз. Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов».
Раздел 4. Социальные пособия (9 часов)
Рассмотреть виды пособий и оценить последствия их выплаты. Пособие. Пенсия.
Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Матерински
капитал. Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач
«Социальные выплаты». Мини-исследование «Государство – это мы».
Раздел 5. Итоговое занятие по курсу «Основы финансовой грамотности». (1 час)
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Повторение (3 часа)
Раздел 2. Банковские услуги (18 часов)
Рассмотреть виды банковских услуг для физических лиц и объяснить значение
банков для экономики семьи. Кредит. Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка.
Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или
инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа
финансового благополучия».
Раздел 3. Собственный бизнес (9 часов)
Дать представление о предпринимательской деятельности и основных проблемах
малого бизнеса. В каком возрасте можно стать бизнесменом. Бизнес. Малый бизнес.
Бизнес-план. Кредит. Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических
задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».
Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических
задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 4. Валюта в современном мире (3 часа)
Познакомить с основными валютами и объяснить, как определяется валютный курс.
Понятие резервных валют. Последствия второй мировой войны для валют. Валюта.
Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад
Раздел 5. Итоговое занятие по курсу «Основы финансовой грамотности». (1 час)
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Повторение (2 час)
Раздел 2. Потребительская культура (4 часа)
Ввести понятие потребительской культуры. Рассмотреть виды потребительской
культуры. Объяснить её значение в жизни человека. Познавательная беседа «Что такое
потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы».
Круглый стол «Поговорим о потребительской культуре».
Раздел 3. Потребитель и закон (7 часов)
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа
«Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа
«Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите
прав потребителя». Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав
потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей».
Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»
Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация
«Кто защищает потребителя?»
Раздел 4. Информация для потребителя (5 часов)
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая
работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он
означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 5. Потребитель – король на рынке. Искусство покупать (9 часов)
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы
торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром». Практическая работа
«Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение
практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая
техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 6. Потребительская культура в сфере услуг (6 часов)
Сфера услуг. Виды услуг. Услуги службы быта. Жилищно-коммунальные услуги.
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 7. Итоговое занятие по курсу «Основы финансовой грамотности» (1 час)
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Повторение (2 час)
Раздел 2. Управление денежными средствами семьи (8 часов)
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить
с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?».Практическая работа «Какие
бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные
доходы?». Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать?».Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая
работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
(6 часов)
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?». Практическая
работа. «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?».
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных
этапах?». Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Раздел 4. Риски в мире денег (6 часов)
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?». Практическая работа «Какие бывают
финансовые риски?». Финансовое мошенничество. Познавательная беседа «Что такое
финансовые пирамиды?».
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 часов)
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?». Работа с документами «Какие
налоги мы платим?». Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее
достойной?». Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование».
Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».
Познавательная беседа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?».
Раздел 6. Жилье в собственность: миф или реальность (5 часов)
Право собственности на недвижимость. Виды собственности. Правовая
консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить
квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья». Ипотека. Виды
ипотеки. Решение экономических задач «Расчет ипотеки»
Раздел 7. Итоговое занятие по курсу «Основы финансовой грамотности». (1 час)
5. Тематическое планирование
5 класс
№
п/п
Тема занятия
1
Почему так важно
изучать финансовую
грамотность?
Обмен. Проблемы
бартерного (товарного)
обмена История и причины
2
3
Дата
возникновения денег.
Удивительные факты и
истории о деньгах
4
Современные деньги
России и других стран
5
Деньги. Виды денег.
Функция денег.
7
8
9
Формы занятия
Деньги. Обмен.
Товарные деньги.
Символические деньги.
Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры.
Наличные деньги.
Безналичные
деньги. Гознак.
Центральный банк.
Банки. Фальшивые
деньги.
• объяснять проблемы
бартерного (товарного)
обмена;
• описывать свойства
предмета,
выполняющего роль
денег;
• перечислять виды
денег;
• приводить примеры
товарных денег;
• сравнивать
преимущества и
недостатки разных видов
денег;
• объяснять, почему
бумажные деньги могут
обесцениваться;
• знать, что денежной
системой страны
управляет центральный
банк.
• объяснять, почему
изготовление фальшивых
денег — преступление.
познавательная
беседа
план
факт
I. Деньги (10 ч)
1 нед
2 нед
3 нед
6
Содержание темы,
раздела
Что такое нумизматика? И
кого можно назвать
нумизматом? Что такое
«сувенирные» деньги?
Управление денежной
системой страны.
Золотой запас.
Центробанк. Банки: их
функции.
Государственное
хранилище Российской
Федерации. История его
создания. Госзнак.
4 нед
5 нед
6 нед
7 нед
8 нед
Фальшивые деньги:
история и современность
9 нед
10
Игра: «Бартерный обмен»
10 нед
11
Источники доходов
семьи. Классификация
видов доходов.
11 нед
Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего
это зависит?
12 нед
дискуссия обсуждение
просмотр
видеоматериалов,
доклад учащихся
аукцион вопросов
практическая работа,
построение таблицы
интерактивная беседа
«Драгоценные
металлы. Монеты.
Купюры».
работа в парах,
решение задач с
денежными
расчетами
познавательная
беседа
беседа, знакомство
со статьей 186 УК
сюжетная игра
II. Доходы семьи (10 ч)
12
Заработная плата.
Собственность. Доходы
от собственности.
Арендная плата.
Проценты. Прибыль.
Дивиденды. Социальные
просмотр
презентации
дискуссия обсуждение
13
Решение задач по расчету
13 нед
заработной платы
14
Собственность и доходы от
нее.
Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденды.
Решение задач по расчету
доходов от собственности
Социальные выплаты:
пенсии, пособия.
Материнский капитал.
Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего
нужно учиться?
15
16
17
18
19
20
Кредит. Проценты по
кредитам.
Решение задач по
расчету процентов по
кредитам
14 нед
15 нед
16 нед
17 нед
18 нед
19 нед
выплаты. Материнский
капитал. Кредиты.
• описывать и сравнивать
источники доходов
семьи;
• описывать виды
заработной платы;
• объяснять, как связаны
профессии и
образование;
• объяснять, чем
руководствуется человек
при выборе профессии;
• объяснять причины
различий в заработной
плате;
• приводить примеры
кредитов.
работа в малых
группах
познавательная
беседа
практическая работа
работа в малых
группах
познавательная
беседа
круглый стол
познавательная
беседа
работа в парах
20 нед
III. Расходы семьи (8 ч)
21
Виды расходов:
обязательные,
желательные и лишние.
21 нед
Основные статьи расходов
в семье. Коммунальные
расходы и управление
коммунальными
платежами. Отличие
собственного жилья и
муниципального.
22 нед
23
Задачи по расчету
коммунальных платежей
23 нед
24
Предметы первой
необходимости. Товары
текущего потребления и
длительного пользования.
22
25
26
27
Потребительская
корзина. Расчет размера
потребительской
корзины
24 нед
25 нед
Реклама и рекламные
акции. Воздействие
рекламы и промоакций
на принятие решений о
покупке.
Задачи на расчет доли
расходов на разные
товары и услуги
28
Деньги на отдых и
развлечения.
29
Семейный бюджет.
Соотношение доходов и
расходов - профицит и
дефицит.
Предметы первой
необходимости. Товары
текущего потребления.
Товары длительного
пользования. Услуги.
Коммунальные услуги.
• объяснять причины, по
которым люди делают
покупки;
• описывать направления
расходов семьи;
• классифицировать виды
благ;
• рассчитывать расходы
семьи на условных
примерах;
• сравнивать и оценивать
виды рекламы;
• обсуждать воздействие
рекламы и промоакций
на принятие решений о
покупке;
• рассчитывать доли
расходов на разные
товары и услуги.
практическая работа,
построение таблицы
работа в малых
группах
работа в парах
дискуссия –
обсуждение,
викторина
аукцион задач
интерактивная беседа
26 нед
индивидуальная
работа
27 нед
игра «Планируем
праздник»
28 нед
VI. Семейный бюджет (5 ч)
29 нед
Кредит. Проценты по
кредиту. Долги.
Сбережения. Вклады.
Проценты по вкладам.
дискуссия обсуждение
• составлять семейный
бюджет на условных
примерах;
• сравнивать доходы и
расходы и принимать
решения;
• объяснять причины, по
которым люди делают
сбережения;
• описывать формы
сбережений;
• описывать последствия
превышения расходов
над доходами;
• сравнивать
потребительский и
банковский кредиты.
• Объяснять, при каких
условиях можно
одалживать и занимать
деньги.
Сбалансированный
бюджет.
30
31
32
33
34
Кредиты.
Потребительские и
банковские кредиты.
Проценты по кредиту.
Долги
Задач по расчету
процентов по кредитам
Сбережения. Формы
сбережений. Вклады,
депозиты и пластиковые
карты.
Электронные формы
составления бюджета.
30 нед
31 нед
32 нед
33 нед
V. Итоговое повторение курса (1 ч)
Обобщить изученный
Итоговое занятие по курсу
материал. Проверить
«Основы финансовой
понимание причины
грамотности»
познавательная
беседа
аукцион задач
игра Вопрос-ответ»
практическая работа
индивидуальная и
групповая работа
появления денег, умение
правильно выполнять
денежные расчёты.
Проверить умение
рассчитывать семейный
бюджет, используя
знания о расходах и
доходах семьи.
34 нед
6 класс
№
п/п
Тема занятия
план
факт
I. Повторение (2 ч)
Деньги. Виды денег.
1
2
3
4
5
Дата
Доходы и расходы семьи.
Семейный бюджет
1 нед
2 нед
Содержание темы,
раздела
Формы занятия
Привести примеры видов
денег. Преимущества и
недостатки разных видов
денег. Привести
примеры источников
доходов и расходов
семьи. Планирование
семейного бюджета.
аукцион вопросов
доклад учащихся
II. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (12 ч)
Аварии. Болезни.
Особые жизненные
дискуссия3
нед
Несчастные случаи.
ситуации, требующие
обсуждение
Катастрофы.
дополнительных расходов.
Страхование.
Последствия чрезвычайных
круглый стол
Страховая компания.
4 нед
событий для бюджета
Страховой полис.
семьи.
• описывать события,
Форс-мажорные случаи:
просмотр
существенно влияющие
5 нед
аварии, несчастные случаи,
видеоматериалов
6
7
8
9
10
11
12
13
14
стихийные бедствия,
эпидемии.
Страховая компания.
Принцип работы страховой
компании
Страхование и страховой
полис. Добровольное и
обязательное медицинское
страхование.
Задачи на составление
страхового полиса
«Страхование здоровья и
жизни»
Задачи на составление
страхового полиса
«Страхование жилья»
Задачи на составление
страхового полиса
«Страхование имущества»
Автомобильная авария.
Виды страхования и их
отличие
Задачи по расчету
страховки на автомобиль
Резервный фонд семьи.
Зачем его формировать?
Задачи по расчету
величины резервного
фонда семьи.
6 нед
7 нед
8 нел
9 нед
10 нед
на жизнь семьи
(рождение ребёнка,
внезапная смерть
кормильца, форсмажорные случаи и т. п.).
• определять последствия
таких событий для
бюджета семьи;
• различать обязательное
и добровольное
страхование;
• объяснять, почему
существует обязательное
страхование;
• объяснять, почему
государство платит
заболевшему человеку;
• сравнивать различные
виды страхования.
практическая работа
познавательная
беседа, викторина
аукцион задач
аукцион задач
аукцион задач
11 нед
просмотр
презентации
12 нед
аукцион задач
13 нед
интерактивная беседа
аукцион задач
14 нед
III. Семья и государство: как они взаимодействуют (10 ч)
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Налоги. Виды налогов.
Налоговая ставка.
15 нед
Налоговый Кодекс,
налоговая инспекция.
Подоходный налог.
Сравнение подоходного
налога в РФ и других
странах.
Налог на добавленную
стоимость. (НДС)
Задачи на расчет величины
подоходного налога и
НДС.
Налог на прибыль. Налог
на имущество
Задачи на расчет величины
налога на прибыль и налога
на имущество.
Пеня и налоговые льготы.
Акциз, госпошлина.
Задачи на расчет величины
акцизного налога и
госпошлины.
Статьи расходов
государством налоговых
сборов.
16 нед
17 нед
18 нед
19 нед
20 нед
21 нед
22 нед
23 нед
24 нед
Налог. Налоговая
инспекция. Подоходный
налог. Налоговая ставка.
Налог на прибыль.
Физические лица. Пеня.
Налоговые льготы. Налог
на
добавленную стоимость.
Акциз.
• объяснять, почему
государство собирает
налоги;
• приводить примеры
налогов;
• описывать, как и когда
платятся налоги;
• рассчитывать величину
подоходного налога и
НДС;
• объяснять, почему
вводятся акцизные
налоги;
• описывать последствия
невыплаты налогов для
граждан;
• приводить примеры
выплаты налогов в
семье.
познавательная
беседа
интерактивная беседа
мини-исследование
интерактивная беседа
аукцион задач
интерактивная беседа
аукцион задач
познавательная
беседа
аукцион задач
практическая работа,
диаграмма связей
IV. Социальные пособия (9 ч)
Основные понятия
Пособие. Пенсия.
Пенсионный фонд.
Стипендия. Больничный
лист.
Пособие по безработице.
• объяснять, почему
существуют социальные
выплаты;
• описывать ситуации,
при которых
выплачиваются пособия,
приводить примеры
пособий;
• находить информацию
о социальных выплатах.
Социальные выплаты.
Виды социальных выплат.
25 нед
Ситуации, при которых
выплачиваются пособия.
Больничный лист. Задачи
по расчету пособия по
больничному листу.
Безработица. Пособие по
безработице
Задачи по расчету пособия
по безработице
26 нед
30
Пенсия. Виды пенсии.
30 нед
31
31 нед
Задачи по расчету пенсии.
Пенсионный фонд. Виды
32 нед
пенсионных фондов.
Пенсионные реформы:
33 нед
вчера, сегодня, завтра.
V. Итоговое повторение курса (1 ч)
25
26
27
28
29
32
33
34
Итоговое занятие по курсу
«Основы финансовой
грамотности»
27 нед
28 нед
29 нед
Обобщить изученный
материал. Проверить
знания учащихся о том,
как можно защитить себя
от финансовых потерь в
сложных жизненных
ситуациях, как можно
рассчитать размер
страховки, какие виды
социальных пособий
существуют и как их
рассчитать
34 нед
практическая работа,
диаграмма связей
«Пособия»
познавательная
беседа
беседа, аукцион
задач
познавательная
беседа
аукцион задач
познавательная
беседа
аукцион задач
практическая работа,
составление таблицы
мини-исследование в
группах
аукцион вопросов
7 класс.
№
п/п
Тема занятия
Дата
Содержание темы,
раздела
Формы занятия
план
факт
I. Повторение (3 ч)
1
Особые жизненные
ситуации, требующие
дополнительных расходов.
1 нед
2
Налоги. Виды налогов.
2 нед
мини-исследование
3 нед
диаграмма связей по
теме
«Взаимодействие
семьи и государства»
3
Социальные выплаты.
Виды социальных выплат.
аукцион вопросов
II. Банковские услуги (18 ч)
4
Банк как инструмент
накопления. История
возникновения банков
4 нед
Банки. Вклады
(депозиты). Процентная
ставка. Страхование
просмотр
видеоматериалов
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Виды банковских услуг.
5 нед
Решение практических
задач «Обмен валют».
Банковская
ячейка
банковский перевод
6 нед
и
Практикум по отправке
денежного перевода
через банк.
Вклады: как сохранить и
приумножить.
Решение задач на
проценты по вкладам
Пластиковая карта – твой
безопасный Банк в
кармане.
Банковские карты: риски и
управление ими
Возможности
использования банковской
карты
Банк он-лайн. Личный
кабинет.
7 нед
8 нед
9 нед
10 нед
11 нед
12 нед
13 нед
14 нед
вкладов. Агентство по
страхованию вкладов.
Кредит. Залог.
• приводить примеры
банковских услуг;
• описывать условия
вкладов и кредитов;
• объяснять, от чего
зависит размер выплат
по вкладу;
• объяснять, почему и
как страхуются вклады;
• находить информацию
о вкладах и кредитах;
• объяснять причины и
последствия решений о
взятии кредита;
• объяснять условия
кредита, приводить
примеры;
• рассчитывать проценты
по депозитам и
кредитам;
• объяснять принцип
работы пластиковой
карты.
мини-исследование
аукцион задач
познавательная
беседа
практическая работа
познавательная
беседа
аукцион задач
просмотр
видеоматериалов
круглый стол
практическая работа
интерактивная беседа
Работа в личном кабинете
15 нед
Кредит. Условия и виды
кредитования. Залог.
Решение задач на
проценты по кредитам
16 нед
Микрозаймы. Выгодно ли
брать микрозайм?
18 нед
Решение задач по расчету
процентов по микрозайму
Страхование вкладов.
Агентство по страхованию
вкладов.
Решение задач по
страхованию вкладов
19 нед
аукцион задач
20 нед
познавательная
беседа
21 нед
аукцион задач
Бизнес и его формы.
Предпринимательская
деятельность. Риски
предпринимательства
Решение логических
задач на оптимизацию
предпринимательской
деятельности
Малый бизнес. Проблемы
малого бизнеса. Стартовый
капитал. Кредит.
Бизнес-план. Составление
бизнес-плана
Бизнес подростков и идеи
деловая игра «Я хочу
взять кредит».
аукцион задач
17 нед
дискуссия обсуждение
III. Собственный бизнес (9 ч)
Бизнес. Малый бизнес.
22 нед
23 нед
24 нед
25 нед
26 нед
27 нед
практическая работа
Бизнес-план. Кредит.
• сравнивать
возможности работы по
найму и собственного
бизнеса;
• объяснять, как и
почему государство и
частные организации
поддерживают малый
бизнес;
• объяснять, что такое
бизнес-план;
• приводить примеры
бизнеса, которым
занимаются подростки.
просмотр
презентации, беседа
дискуссияобсуждение
исследовательская
деятельность, работа
в малых группах
познавательная
беседа
практическая работа
просмотр
видеоматериалов
28
29
30
Примеры бизнеса, которым
занимаются подростки.
Предприятия малого
бизнеса, расположенные на
территории г.Кушвы.
Работа по найму или
собственный бизнес?
Плюсы и минусы.
28 нед
круглый стол
29 нед
экскурсия на
предприятие
интерактивная беседа
30 нед
IV. Валюта в современном мире (3 ч)
31
Валюта в современном
мире
31 нед
32
Решение задач на расчеты с
валютными курсами
32 нед
33
Валюта. Валютный курс.
Обменный пункт.
Валютный вклад.
• приводить примеры
валют разных стран;
• объяснять, что такое
валютный курс;
• находить информацию
о валютных курсах;
• проводить расчёты с
валютными курсами.
33 нед
Денежные реформы
познавательная
беседа, доклад
учащихся
аукцион задач
мини-исследование
V. Итоговое повторение курса (1 ч)
34
Итоговое занятие по курсу
«Основы финансовой
грамотности»
Обобщить изученный
материал. Проверить
уровень
сформированности
умения по
использованию
банковских услуг,
созданию собственного
бизнеса, умению
ориентироваться в
валютах разных стран,
проводить расчёты с
валютными курсами.
34 нед
индивидуальная и
групповая работа
8 класс.
№
п/п
1
2
3
Тема занятия
Дата
Содержание темы,
раздела
Формы занятия
план
факт
I. Повторение (1ч)
Банковские услуги. Валюта
разных стран. Валютный
курс. Собственный бизнес.
Работа над проектами
(индивидуальный,
групповой).
1 нед
2 нед
Привести примеры видов
банковских услуг для
физических
лиц.
Привести
примеры
валют разных стран.
Организация
собственного бизнеса.
Выбор тем проекта на
итоговое занятие по
курсу
II. Потребительская культура (4 ч)
Потребительская
Что такое потребительская
3 нед
культура.
культура.
аукцион вопросов
познавательная
беседа
познавательная
беседа
4
Потребление: структура и
нормы.
4 нед
5
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
5 нед
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Расчет размера
потребительской
корзины
6 нед
Кто такой потребитель?
Закон «О защите прав
потребителя».
Государственные органы
защиты прав потребителей
Правовая консультация
Общественные
организации по защите
прав потребителей».
Что такое моральный вред
и как он возмещается?
18
19
20
21
8 нед
9 нед
10 нед
11 нед
12 нед
13 нед
потребностей.
Психология потребителя.
Закон о защите прав
потребителя.
• объяснять, кто такой
потребитель;
• приводить примеры
различных видов
потребностей;
• ориентироваться в
законе «О защите прав
потребителя»;
• объяснять, как и
почему государство и
общественные
организации защищают
потребителя.
IV. Информация для потребителя (5 ч)
Источники
14 нед
Источники информации
Реклама и ее виды.
17
III. Потребитель и закон (7 ч)
Потребитель. Виды
7 нед
Разнообразие человеческих
потребностей и их
классификация
Психология потребителя
15
16
Потребительская
корзина. Прожиточный
минимум.
• объяснять, что такое
потребительская
культура,
потребительская
корзина, прожиточный
минимум;
• объяснять от чего
зависит величина
прожиточного
минимума;
• проводить расчёты по
потребительской
корзине.
Символы на этикетках,
упаковках, вкладышах
Читаем этикетки,
упаковки, вкладыши
Индекс Е: что он означает.
Классифицируем
продукты, содержащие
индекс Е
15 нед
16 нед
17 нед
18 нед
информации. Реклама.
Виды рекламы. Символы
на этикетках, упаковках,
вкладышах.
Индекс Е.
• объяснять, что такое
реклама;
• приводить примеры
разных видов рекламы;
• ориентироваться в
символах на этикетках,
упаковках, вкладышах;
• объяснять значение
индекса Е;
• приводить примеры
продуктов, содержащих
индекс Е.
круглый стол
мини-исследование
работа в парах,
аукцион задач
познавательная
беседа
диаграмма связей
дискуссия
круглый стол
познавательная
беседа
круглый стол
дискуссия
мини-исследование
познавательная
беседа
просмотр
презентации
практическая
работа
интерактивная
беседа
V. Потребитель – король на рынке. Искусство покупать (9 ч)
Рынок. Виды и способы
познавательная
19 нед
Что такое рынок
Виды и способы торговли
Рыночное
Законы
20 нед
равновесие 21 нед
спроса
и
торговли. Рыночное
равновесие.
• ориентироваться в
понятиях рынок,
торговля;
беседа
просмотр
презентации, беседа
мини-исследование
22
23
предложения
Кривая спроса и кривая
предложения
Решение экономических
задач
• приводить примеры
различных видов и
способов торговли;
• ориентироваться в
«законе спроса и
предложения»;
• строить кривые спроса
и предложения;
• ориентироваться в
выборе при покупке;
• производить расчеты
при совершении
покупок.
22 нед
23 нед
практическая
работа
аукцион задач
24
Предметы первой
необходимости. Товары
текущего потребления и
длительного
пользования.
24 нед
25
Основные правила
приобретения товара
25 нед
26
Задачи на оптимизацию
при покупке товара
26 нед
аукцион задач
27
Всегда ли товар можно
обменять
27 нед
круглый стол
работа в группах
мозговой штурм
VI. Потребительская культура в сфере услуг (6 ч)
28
29
30
31
32
33
34
Предприятия службы быта.
«Правила бытового
обслуживания населения в
РФ»
Предприятия службы быта
г. Кушва
Сфера
услуг.
Игра
«Химчистка»
Жилищно-коммунальные
услуги. Виды жилищнокоммунальных услуг
Правила пользования
коммунальными услугами
28 нед
29 нед
30 нед
31 нед
32 нед
Сфера услуг. Служба
быта. Жилищнокоммунальные услуги.
• объяснять, что такое
сфера услуг, служба
быта;
• приводить примеры
сферы услуг;
• ориентироваться в
видах жилищнокоммунальных услуг и
правилах их
пользования;
• производить расчеты
по коммунальным
услугам.
познавательная
беседа
Обобщить изученный
материал. Проверить
уровень
сформированности в
сфере потребительской
культуры
защита проектов
Задачи по расчету
33 нед
коммунальных платежей
VII. Итоговое повторение курса (1 ч)
Итоговое занятие по курсу
«Основы финансовой
грамотности»
34 нед
экскурсия на
предприятие
ролевая игра
познавательная
беседа
интерактивная
беседа
аукцион задач
9 класс.
№
п/п
1
Тема занятия
Потребительская культура.
Потребитель и закон.
Дата
Содержание темы,
раздела
план
факт
I. Повторение (1 ч)
ориентироваться в
1 нед
понятиях
потребительская
культура, потребитель, в
законе «О защите прав
Формы занятия
аукцион вопросов
Работа над проектами
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2 нед
потребителя»
Выбор тем проекта на
итоговое занятие по
курсу
познавательная
беседа
II. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Структура
практическая работа
3 нед
Структура доходов семьи.
Зарплата как источник
дохода.
Безработица: почему она
возникает и какой бывает.
4 нед
Пособие по безработице.
6 нед
Решение задач по расчету
пособия
Структура семейных
расходов.
Семейный бюджет финансовый план семьи
Задачи на оптимизацию
семейного бюджета
7 нед
5 нед
8 нед
9 нед
10 нед
доходов и расходов
семьи. Семейный
бюджет
(профицит, дефицит,
личный бюджет);
• понимать факторы,
влияющие на размер
доходов, получаемых из
различных источников,
зависимости уровня
благосостояния от
структуры источников
доходов семьи;
• ориентироваться в
статьях расходов и
доходов семейного
и личного бюджетов и
способах планирования
личного и семейного
бюджетов.
дискуссия
мини-исследование
познавательная
беседа
аукцион задач
практическая работа
круглый стол
аукцион задач,
работа в парах
III. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (6 ч)
11
12
13
14
15
16
Финансовые организации
Виды финансовых
организаций
Увеличение
семейных
доходов с использованием
финансовых организаций
Финансовое
планирование на разных
жизненных этапах
Валютный рынок и как он
устроен
Инвестиционный фонд.
Сбережения и инвестиции
Решение экономических
задач «Можно ли выиграть,
размещая сбережения в
валюте?»
11 нед
12 нед
13 нед
14 нед
15 нед
Банк. Инвестиционный
фонд. Страховая
компания. Финансовое
планирование.
Финансовое
мошенничество.
Валютный рынок.
• знание основных видов
финансовых услуг и
продуктов для
физических лиц;
• объяснять, возможные
нормы сбережения на
различных этапах
жизненного цикла;
• понимать, как устроен
валютный рынок.
познавательная
беседа
практическая работа
деловая игра
интерактивная беседа
познавательная
беседа
аукцион задач
16 нед
IV. Риски в мире денег (6 ч)
17
18
Особая жизненная
ситуация: рождение
ребёнка, потеря кормильца,
болезнь, потеря работы.
17 нед
Особая жизненная
ситуация: природные и
техногенные катастрофы
18 нед
Страхование. Виды
19
страхования и страховых
продуктов
19 нед
Особые жизненные
ситуации. Социальные
пособия. Форс-мажор.
Страхование. Виды
страхования и страховых
продуктов. Финансовые
риски. Виды рисков.
• знание видов особых
жизненных ситуаций,
• объяснять способы
государственной
поддержки в случаях
природных и
правовая
консультация
просмотр
видеоматериала,
правовая
консультация
20
21
Игра «Оформляем
страховку»
20 нед
Финансовые риски
21 нед
Финансовые пирамиды.
Финансовое
мошенничество
22
22 нед
техногенных катастроф и
других форс-мажорных
событий;
• ориентироваться в
видах страхования,
финансовых рисках;
• иметь представление о
способах сокращения
финансовых рисков;
• объяснять, как
защитить себя от
финансовых
мошенников.
ролевая игра
практическая работа
познавательная
беседа
V. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Налоги. Виды налогов.
23 нед
23
24
25
26
27
Налоговое
законодательство.
Ответственность
налогоплательщика
Пенсия. Пенсионная
24 нед
25 нед
система.
Пенсионное
законодательство
Российской Федерации.
Как определить размер
будущей пенсии.
Государственное
пенсионное страхование.
Негосударственные
пенсионные фонды
30
31
32
27 нед
28 нед
28
29
26 нед
Налоги. Прямые и
косвенные налоги.
Пошлины, сборы.
Пенсия, пенсионная
система, пенсионные
фонды.
• знание основных видов
налогов, взимаемых с
физических
и юридических лиц;
• ориентироваться в
способах уплаты
налогов (лично
и предприятием);
• осознавать
гражданскую
ответственность при
уплате налогов;
• иметь представление об
общих принципах
устройства пенсионной
системы РФ;
• иметь представление об
основных способах
пенсионных накоплений.
VI. Жилье в собственность: миф или реальность (5 ч)
Жилье. Собственность.
29 нед
Жилье в собственность
Жилищные накопительные
кооперативы: как с их
помощью решить
квартирный вопрос
Социальный найм жилья
Ипотека. Виды ипотек.
30 нед
31 нед
32 нед
Решение экономических
задач «Расчет ипотеки»
33 нед
33
Жилищнонакопительные
кооперативы. Ипотека.
Виды ипотек.
• ориентироваться в
понятии жильё,
собственность;
• знать, что такое
ипотека, какие
существуют виды
ипотек;
• иметь представление о
жилищнонакопительных
кооперативах;
• производить расчеты по
ипотеке.
дискуссия
правовая
консультация
познавательная
беседа
практическая работа
познавательная
беседа
познавательная
беседа
познавательная
беседа
правовая
консультация
практическая работа
познавательная
беседа
аукцион задач,
работа в малых
группах
VII. Итоговое повторение курса (1 ч)
34
Итоговое занятие по курсу
«Основы
финансовой
грамотности».
34 нед
Обобщить изученный
материал. Проверить
уровень
защита проектов
сформированности в
сфере семьи и финансов,
взаимодействии семьи и
государства
6. Организационно – педагогические условия
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный
материал,
таблицы,
схемы,
образцы,
презентации,
видеоматериалы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного
изготовления), технические средства (калькулятор, компьютер, проектор), дидактические
материалы, что способствует лучшему усвоению тематики курса.
7. Формы аттестации и оценочные материалы
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по
темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений,
элементарные представления об проектно-исследовательской деятельности, пассивное
участие в беседах, дискуссиях.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по
курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить
исследования и опросы, иметь представление о проектно-исследовательской деятельности,
принимать участие в конкурсах.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу,
умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов,
выявлять причины,
подбирать
методы
исследования,
проводить проектноисследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях,
конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы
Текущий контроль – устный опрос, тестовое задание, решение практических и
экономических задач, решение кроссворда и анаграммы, графическая работа: построение
графиков, схем и диаграмм связей, аналитическая работа: расчёт показателей, анализ
статистических данных, оценка результатов;
Промежуточный контроль – доклад, кейс, эссе, ролевая игра, круглый стол,
коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний,
умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль – презентации творческих и проектно-исследовательских
работ (постер, компьютерная презентация, проект: групповой и индивидуальный).
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговые выставки творческих работ;
Презентации проектно-исследовательской деятельности;
Участие в конкурсах исследовательских работ;
Презентация итогов года.
8. Список литературы
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
6. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная
программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
7. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
8. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.
9. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
10. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл.
общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
11. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
12. Экономика. Основы потребительских знаний: учебник для 9 кл. / под ред. Е.
Кузнецовой, Д. Сорк. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
13. Экономика (Моя роль в обществе): учебное пособие для 8 кл. / под ред. И.А. Сасовой.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. https://www.moex.com – Московская биржа.
4. https://www.ramu.ru – портал «Российская ассоциация маркетинговых услуг».
5. https://www.rbc.ru – информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
6. http://tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ.
7. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
8. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.
9. www.cefir.ru – сайт Центра экономических и финансовых исследований и разработок
(ЦЭФИР).
10. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент».
11. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
12. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ.
13. www.ereport.ru — сайт «Мировая экономика».
14. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы России.
15. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
16. www.government.ru – сайт Правительства РФ.
17. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
18. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.
19. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства промышленности и торговли РФ.
21. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ.
22. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
23. www.wto.ru – Российский Центр экспертизы ВТО.
24. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.
25. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру»;
26. http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata — журнал «Работа и зарплата»;
27. http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php – портал
«Профориентир»: «Мир профессий»;
28. http://subsidii.net/ — сайт «Все о пособиях»;
29. http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php — сайт «Все о страховании»;
30. http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 — сайт «Налоги России» / Ставки налогов в
России в 2013 г.