Правоведение 8-9 класс 1

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.

Мельников
Алексей
Александрови
ч

Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131, SNILS=02721521413,
C=RU, S=66 Свердловская область, L=г.
Кушва, G=Алексей Александрович,
SN=Мельников, CN=Мельников Алексей
Александрович
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 17:16:02+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

Рабочая программа
учебного курса «Правоведение»
8-9 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности "Правоведение" ориентирована на
достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте основного общего
образования.
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются
прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями
того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою
жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее
время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой
нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с
трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество,
открытость к окружающим людям, требует защиты собственных прав и уважения прав других.
Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого
человека, формирование его гражданственности и личного развитии.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать
ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к
социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов
нашей страны.Знание права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в
реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к
требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой
деятельности, научной организации правового обучения и юридической практики государства.
Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой,
вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление
правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему
праву. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях)
способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При
использовании ситуации правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют
учащихся напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает
осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Именно на решение этих
задач и направлена данная программа. Курс «Правоведение» позволяет учащимся оценить свои
способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых
программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой
области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая
позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на
уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
Курс внеурочной деятельности «Законы права» рассчитана на учащихся 8-9 классов, срок
реализации 2 года (8,9класс) -34 часов.
Программа рассчитана: в 8,9 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с
продолжительностью занятия 40 минут; Программа рассчитана на 34 часа в год.
Рабочая программа по курсу «Правоведение» составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки
России от 29.08.2013 № 1008;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
5. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
6. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 "О направлении
информации" вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)";
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей");
10. Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 "Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования";
11. Письмом Минобрнауки России Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных программ".
12. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»;
13. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
14. Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
15. Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации
образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные программы среднего профессионального образования,
соответствующего дополнительного профессионального образования и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения
новой короновирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
16. Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных

программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
17. Устав школы;
18. Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности МАОУ СОШ
№3
19. Авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф.Ивановой, А. И.
Матвеева («Обществознание» 6-11 классы – М.: Просвещение, 2010 г.);
20. Авторской программы «Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс
«Подросток и закон» \ авт.-сост. С.Н. Степанько. -Волгоград: Учитель, 2007. – 239
с.»
21. Авторской программы А.Ф Никитина «Правоведение»-(М.:Просвещение, 2007г.)
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ:
Формирование правовой культуры у учащихся, посредством ознакомления учащихся с их
основными правами на основе нормативно-правовых документов международного,
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
ЗАДАЧИ:
 формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение
норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков
социальной активности, желаний участвовать в преобразованиях окружающей
жизни;
 информирование
учащихся
об
основных
нормативных
документах,
законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
 профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования
твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
 воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
 воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки,
правосознания подростков;
 формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав
личности.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
Личностные:
 мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность,
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных

социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на:
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде;
 выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные:
 относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство,
Родина;
 усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и
роли человека в нем;
 овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного
поведения;
 знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры
России;
 умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
Ученик научится:
 защищать и отстаивать свои права;
 осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
 налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
 находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
 предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
 разъяснять правила поведения другим детям;
 оперировать терминами и формулировками;
 отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи
 основополагающих документов;
Ученик получит возможность научиться:
 оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека;
 применять полученные знания, умения и навыки на практике.
 оценивать различные ситуации с точки зрения законодательства.
 возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и
правонарушения, а также состоящих на разных профилактических видах учета;
 уважать и соблюдать права и законы;
 жить по законам морали и государства;
 быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно
участвовать в законодательном творчестве;
 быть толерантным во всех областях общественной жизни;
 осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг,
справедливость, правдивость.
Для учащихся предусмотрена безоценочная система изучения программы. Данному
курсу соответствует стимулирующая система оценивания знаний. На занятиях важно
сформировать у учащихся положительную мотивацию, вызвать стремление к познанию

окружающего мира, в устных ответах учащихся важно оценить процесс рассуждений,
логических построений, умозаключений, при выполнении практической работы давать
оценку деятельности ученика.
 Формы промежуточного контроля: тестирование, кратковременные
самостоятельные работы, защита проектов.
 Форма итогового контроля: зачетная работа после изучения темы защита
творческого проекта.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа практикума правовых знаний «Правоведение» предусматривает включение
игровых ситуаций, методов моделирования и имитации, групповых видов деятельности. В
процессе выполнения проблемных ситуаций дети учатся находить конструктивные
способы выхода из сложных ситуаций, уметь реализовывать и защищать свои права.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к
каждому школьнику с учѐтом его способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся.
Методы обучения
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания
курса, могут быть выделены следующие методы:
1. Моральных дилемм и дискуссий,создание доступной для понимания
школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни,
включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и
доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты
ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии
самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях;
2. Эвристические методы–методы и приемы познания, используемые для решения
творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности
человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать
оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
3. Исследовательский метод–организация обучения, при которой учащиеся ставятся
в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают
или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения,
постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
4. Проектирование–особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную
самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого
школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся
анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые
результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы,
составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их
вреальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу,
соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Правоведение»
8 -9 КЛАСС
№ Наименование раздела
Содержание раздела
Роль права в жизни человека и общества. Право, его роль в
1 Право. Государство.
судьбе отдельного гражданина и общества. Основные отрасли
Общество. (9 ч.)
права:
уголовное,
гражданское,
семейное,
трудовое,
административное. Правила поведения и нормы права. Понятие
«гражданин». Правовой статус личности. Правовой статус
гражданина России. Гражданство. Основания приобретения
гражданства.
Выход
из
гражданства.
Из
истории
возникновения государства и права. Источники права. Право и

2

Отдельные
виды
гражданских
правоотношений (24 ч)

мораль. Практические работы: Написание эссе-рассуждения
«Почему нарушаются законы». Составление проспекта «Право
знать больше!» Составление памятки: «Я имею права…»
Анализ международных документов и норм международного
права с целью классификации основных прав человека:
гражданских,
политических,
социально-экономических,
культурных. Решение отдельных правовых ситуаций с учетом
личного социального опыта. Составление информационных
бюллетеней.
Государственная политика в области образования; основные
принципы. Виды и формы получения образования. Виды
учебных заведений. Права и обязанности учащихся. Правовое
регулирование института брака в РФ. Имущественные права и
брачный договор. Правоспособность и дееспособность
субъектов семейного права. Порядок расторжения брака.
Порядок назначения и выплаты алиментов. Права ребенка в
семье. Личные права. Взаимные обязанности родителей и
детей друг перед другом. Опека и попечительство. Трудовой
кодекс РФ. Порядок приема на работу. Расторжение трудового
договора. Споры между участниками трудовых отношений.
Порядок
увольнения.
Права
детей
по
трудовому
законодательству.
Запреты
на
использование
труда
подростков. Права и обязанности подростка, работающего по
трудовому договору. Льготы работающим подросткам.
Предпринимательство и бизнес. Эмансипация. Что нужно для
того, чтобы стать предпринимателем. Основные источники
информации для потребителя. Информация производителя.
Реклама как источник информации для потребителя.
Гарантийный срок и срок службы товара. Порядок обмена
товара ненадлежащего качества. Комитет по защите прав
потребителей. Нормативно-правовые акты, регулирующие
жилищное право. Виды сделок с жильем. Защита
Индивидуальная работа Групповая работа Добывают
информацию из дополнительных источников (сеть интернет,
газеты). Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета. Оценивают, выделяют ошибки из результата
своей деятельности. Составляют правила поведения в классе и
на перемене. Называют и характеризуют обязанности граждан
по Конституции РФ. Объясняют, почему защита Отечества
является священным долгом гражданина. Называют, в каком
документе содержатся основные обязанности граждан РФ.
Характеризуют понятие «семья». Показывают роль и
значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что
называют «семейные ценности». Выявляют причины
возникновения семейных конфликтов, предлагают пути их
разрешения. Называют основной документ, регулирующий
семейные отношения — Семейный кодекс РФ. Описывают
семейные обычаи, традиции. Рассказывают о собственных
обязанностях в своей семье, оценивают свое участие в ведении
домашнего хозяйства. Объясняют смысл понятия «социальная
(гендерная) роль». Раскрывают основное предназначение
родителей, их главные обязанности. Характеризуют права и

обязанности
супругов,
права
и
обязанности
прав
несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ. Различные
виды
преступлений.
Обстоятельства,
исключающие
преступность деяний (необходимая оборона; крайняя
необходимость;
задержание
лица,
совершившего
преступление; причинение вреда в результате физического
принуждения). Проблемы юридической ответственности.
Мораторий на смертную казнь. Порядок расследования
преступления и судебного разбирательства. Следователь,
прокурор, адвокат. Обжалование решения суда. Преступление
и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность.
Возраст
уголовной
ответственности.
Правонарушения
несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
Вовлечение подростков в преступную деятельность.
Наркомания и алкоголизм – путь к преступности.
Воспитательная роль государства. Выборы в истории
человечества. Роль выборов в условиях демократического
правления. Причастность к политической партии. Участие в
референдуме. Федеральные законы «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об
основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О
выборах Президента РФ», «О референдуме РФ». Активное и
пассивное избирательное право. Избирательная кампания.
Кандидат в депутаты – кто он? Политическая активность.
Практические работы: Составление памятки «Права и
обязанности родителей и детей, порядок заключения и
расторжения брачного контракта. Характеризуют задачи
школы. Раскрывают роль школы в развитии ребенка.
Объясняют, почему образование так важно для современного
человека. Описывают возможности личного развития, которые
предоставляет образование. Используют элементы связи
между хорошей учебой в школе и возможностью человека
реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру.
Находят и используют информацию о системе образования в
России. Формулируют определение понятия «закон»,
характеризуют его отличие от других норм. Объясняют,
почему законы гарантируют соблюдение прав человека.
Рассказывают об основных правах и свободах человека,
называют Основной закон РФ, где они закреплены.
Формулируют свое мнение по поводу проявления и
воспитания у молодежи толерантности, терпимости к
гражданам России другой национальности для сохранения
единства народа в стране. Употребляют основные правовые
понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус,
компетенция, полномочия, судопроизводство). Проводят
первичный анализ и используют правовую информацию;
анализируют нормы закона с точки зрения конкретных
условий их реализации; выбирают соответствующие закону
формы поведения несовершеннолетних» Проект «Правила
поведения в классе, школе» Сбор материала из газет,
журналов, Интернет о заключенных несовершеннолетних

Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?»
Сочинение: “Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести
в новый Семейный кодекс?” работа с текстом «Закона об
образовании» Сообщения учащихся: «Что дает семья
ребенку?» Разработать систему мероприятий по борьбе с
правонарушениями
и
их
предупреждению.
(проектпрезентация, эссе, мини – сочинение по выбору учащихся).
Подготовка презентаций о профессиях - следователь,
инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД,
участковый и др. Анализ международных документов и норм
международного права с целью классификации основных прав
человека:
гражданских,
политических,
социальноэкономических, культурных. Создание коллажа «Потребитель»
Решение отдельных правовых ситуаций с учетом личного
социального опыта Составление информационных бюллетеней
Итоговое занятие (1 ч)

3

№

1.2

3.4

5.6

7.8

9.10

11.12

13.14

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(календарно-тематическое планирование)
Дата Тема
Содержание занятия с основными видами учебной
деятельности
8 класс
Роль права в жизни
Роль права в жизни человека и общества. Работают с
информацией, обосновывают выводы. Применяют
человека и общества
понятийный аппарат и приёмы анализа во время диалога
с собеседником. Познавательная деятельность.
Право, его роль в
Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и
общества.Объясняют
связь
государства
и
судьбе отдельного
права.Применяют
понятийный
аппарат
и
приёмы
гражданина и
анализа
во
время
диалога
с
общества
собеседником.Познавательная деятельность.
Основные отрасли
Основные отрасли права: уголовное, гражданское,
семейное, трудовое, административное.Объясняют, для
права: уголовное,
чего нужны правила жизни в обществе. Извлекают
гражданское,
информацию, отвечают на вопросы, анализируют
семейное, трудовое,
юридические тексты.Познавательная деятельность.
административное
Правила поведения и Правила поведения и нормы права. Извлекают
нормы права.
информацию, отвечают на вопросы, анализируют
юридические тексты.Познавательная деятельность.
Правовой статус
Понятие «гражданин». Правовой статус личности.
личности. Понятие
Правовой статус гражданина России.Познавательная
«гражданин».
деятельность.
Гражданство.
Гражданство. Основания приобретения гражданства.
Основания
Выход
из
гражданства.Находят,
извлекают
и
приобретения
осмысливают информацию правового характера,
гражданства. Выход
полученную
из
доступных
источников,
из гражданства
систематизируют, анализируют полученные данные.
Познавательная деятельность.
Из истории
Из истории возникновения государства и права.
возникновения
Характеризуют государственное устройство Российской

государства и права

15.16

Источники права.
Право и мораль

17.18

Государственная
политика в области
образования;
основные принципы.
Закон об образовании

19.20

Виды и формы
получения
образования. Виды
учебных заведений.
Права и обязанности
учащихся
Правовое
регулирование
института брака в РФ

21.22

23.24

Порядок расторжения
брака. Порядок
назначения и
выплаты алиментов

25.26

Права ребенка в
семье. Личные права.

27.28

Взаимные
обязанности
родителей и детей
друг перед другом.
Опека и
попечительство

29.30

Трудовые
правоотношения

Федерации, описывают полномочия и компетенцию
различных органов
государственной
власти
и
управленияПознавательная деятельность.
Источники права. Право и мораль. Применяют
полученную информацию для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.Познавательная
деятельность.
Государственная политика в области образования;
основные принципы. Добывают информацию из
дополнительных источников (сеть интернет, газеты).
Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета. Оценивают, выделяют ошибки из
результата
своей
деятельности.
Познавательная
деятельность.
Виды и формы получения образования. Виды учебных
заведений.Права и обязанности учащихся.Составляют
правила поведения в классе и на перемене. Называют и
характеризуют обязанности граждан по Конституции
РФ. Познавательная деятельность.
Правовое регулирование института брака в РФ.
Имущественные
права
и
брачный
договор.
Правоспособность
и
дееспособность
субъектов
семейного права.Характеризуют права и обязанности
супругов,
права
и
обязанностиродителей
и
детей.Познавательная деятельность.
Порядок расторжения брака. Порядок назначения и
выплаты алиментов. Выявляют причины возникновения
семейных конфликтов, предлагают пути их разрешения.
Называют основной документ, регулирующий семейные
отношения — Семейный кодекс РФ.Познавательная
деятельность.
Права ребенка в семье. Личные права.Характеризуют
понятие «семья». Показывают роль и значимость семьи
в жизни любого человека, т. е. то, что называют
«семейные ценности».Познавательная деятельность.
Взаимные обязанности родителей и детей друг перед
другом. Опека и попечительство.Описывают семейные
обычаи, традиции. Рассказывают о собственных
обязанностях в своей семье, оценивают свое участие в
ведении домашнего хозяйства.Объясняют смысл
понятия «социальная (гендерная) роль». Раскрывают
основное предназначение родителей, их главные
обязанности.Познавательная деятельность.
Трудовой кодекс РФ. Порядок приема на работу.
Расторжение трудового договора. Споры между
участниками
трудовых
отношений.
Порядок
увольнения.Анализируют несложные практические
ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми
правоотношениями.
Познавательная
деятельность.

31.32

33.

34

1.2

3.4

5.6

7.8

9.10

Права детей по
трудовому
законодательству.
Запреты.

Права детей по трудовому законодательству. Запреты на
использование труда подростков.Проводят первичный
анализ
и
используют
правовую
информацию;
анализируют нормы закона с точки зрения конкретных
условий их реализации.Познавательная деятельность.
Права и обязанности
Права и обязанности подростка, работающего по
подростка,
трудовому договору. Льготы работающим подросткам.
работающего по
Определяют задачи на основе соотнесения того, что уже
трудовому договору.
известно и усвоено учащимся, и того, что еще
Льготы работающим
неизвестно. Анализируют несложные практические
подросткам.
ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми
правоотношениями.
Познавательная
деятельность.
Предпринимательство Предпринимательство и бизнес. Эмансипация. Что
и бизнес.
нужно
для
того,
чтобы
стать
Эмансипация. Что
предпринимателем.Находят, извлекают и осмысливают
нужно для того,
информацию правового характера, полученную из
чтобы стать
доступных источников, систематизируют, анализируют
предпринимателем.
полученные данные. Познавательная деятельность.
9 класс
Защита прав
Основные источники информации для потребителя.
потребителей
Информация производителя. Реклама как источник
информации для потребителя. Гарантийный срок и срок
службы товара. Порядок обмена товара ненадлежащего
качества.
Комитет
по
защите
прав
потребителей.Познавательная деятельность.
НормативноНормативно-правовые акты, регулирующие жилищное
правовые акты,
право. Находят, извлекают и осмысливают информацию
регулирующие
правового характера, полученную из доступных
жилищное право.
источников, систематизируют, анализируют полученные
данные. Познавательная деятельность.
Виды сделок с
Виды
сделок
с
жильем.
Защита
прав
жильем. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с
несовершеннолетних жильем.Объясняют, какими свойствами обладают
при совершении
граждане,
участвующие
в
гражданско-правовых
сделок с жильем.
отношениях, объясняют смысл понятий. Дают
характеристику
жилищному
законодательству.Познавательная деятельность.
Уголовная
Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.
ответственность.
Различные
виды
преступлений.
Обстоятельства,
Уголовный кодекс
исключающие преступность деяний (необходимая
РФ.
оборона; крайняя необходимость; задержание лица,
совершившего преступление; причинение вреда в
результате физического принуждения). Проблемы
юридической ответственности. Мораторий на смертную
казнь. Порядок расследования преступления и судебного
разбирательства. Следователь, прокурор, адвокат.
Обжалование
решения
суда.
Познавательная
деятельность.
Преступление и
Преступление и подросток. Вовлечение детей в
подросток.
преступную
деятельность.
Возраст
уголовной
Вовлечение детей в
ответственности. Употребляют основные правовые

преступную
деятельность. Возраст
уголовной
ответственности.

11.12

Правонарушения
несовершеннолетних.
Виды юридической
ответственности.

13.14

Вовлечение
подростков в
преступную
деятельность.
Наркомания и
алкоголизм – путь к
преступности.

15.16

Выборы в истории
человечества. Роль
выборов в условиях
демократического
правления.

17.18

Личность и власть. Я
– будущий
избиратель

19.20

Личность и власть. Я
– будущий
избиратель

21.22

Личность и защита
Отечества

23.24

Правовой статус
гражданина России.
Права и обязанности
подростков

понятия и категории (юридическое лицо, правовой
статус,
компетенция,
полномочия,
судопроизводство).Объясняют на конкретных примерах
особенности правового положения и юридической
ответственности несовершеннолетних. Познавательная
деятельность.
Правонарушения
несовершеннолетних.
Виды
юридической ответственности.Определяют задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно. Определяют цель
защиты
прав
человека,
задачи.Познавательная
деятельность.
Вовлечение подростков в преступную деятельность.
Наркомания и алкоголизм – путь к преступности.
Воспитательная роль государства.Приводят конкретные
примеры из жизни, литературы, кинофильмов вредных
привычек. Находят и используют информацию из
Интернета для анализа роста числа наркоманов (или
заболевших СПИДом) в нашей стране и за
рубежом.Познавательная деятельность.
Выборы в истории человечества. Роль выборов в
условиях демократического правления. Причастность к
политической партии. Участие в референдуме.
Федеральные
законы
«О
выборах
депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ»,
«Об основных гарантиях избирательных прав граждан
РФ», «О выборах Президента РФ», «О референдуме
РФ»Познавательная деятельность.
Активное
и
пассивное
избирательное
право.
Избирательная кампания. Кандидат в депутаты – кто он?
Политическая активность.Договариваются, приходят к
общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов Высказывают
собственное мнение, суждение, анализируют свои
поступки
приобретаемый
опыт.Познавательная
деятельность.
Необходимость участия граждан в выборах. Опасность
политической
апатии
граждан.
Договариваются,
приходят к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов Высказывают собственное мнение, суждение,
анализируют
свои
поступки
приобретаемый
опыт.Познавательная деятельность.
Объясняют, почему защита Отечества является
священным долгом гражданина. Называют, в каком
документе содержатся основные обязанности граждан
РФ.Познавательная деятельность.
Правовой статус гражданина России. Права и
обязанности подростков. Объясняют на конкретных
примерах особенности правового положения и
юридической
ответственности
несовершеннолетнихПрименяют
полученную

25.26

Личность и закон

27.28

Правовая игра
«Человек и закон»

29.30

Правовой статус
гражданина России
Итоговое занятия

31.32

информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.Познавательная деятельность.
Организация правосудия в нашей стране. Если тебя
задержала полиция, твои действия. Права задержанного
несовершеннолетнего.Познавательная деятельность.
Формулируют
определение
понятия
«закон»,
характеризуют его отличие от других норм. Объясняют,
почему законы гарантируют соблюдение прав человека.
Рассказывают об основных правах и свободах человека,
называют Основной закон РФ, где они закреплены.
Анализируют несложные практические ситуации,
связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями;
в
предлагаемых
модельных
ситуациях определяют признаки правонарушения,
проступка, преступления.Игровая деятельность
Рассказывают об основных правах и свободах человека,
называют Основной закон РФ, где они закреплены.
Проверить уровень освоения материала по курсу,
уровень
сформированности
уменийвыполнять
различные типы заданий.

33.34.
Повторение
Итого: 34 часов

№ п/п

1.

2.

VI.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)
1. Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс «Подросток и закон» \ авт.сост. С.Н. Степанько. -Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с
2. Азбука права//автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
3. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. –
Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
4. Авторской программы А.Ф Никитина «Правоведение»- ( М.:Просвещение,
2007г.)
5.Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. :
Виктория Плюс, 2007
2. Печатные пособия
Таблицы:
1. Избирательное право
2. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской
Федерации
3. Права и свободы человека и гражданина
Таблицы демонстрационные «Теория права»
1. Сущность права
2. Основные виды правовых норм
3. Структура правовой нормы
4. Источники(форма)права
5. Нормативно-правовые акты
6. Конституция РФ и другие нормативные акты
7. Система права

8. Правовые системы современности
9. Правотворческий процесс и его стадии
10. Правоотношения
11. Юридические факты
12. Правовое регулирование
13. Правовая культура
14. Правонарушение
15. Юридическая ответственность
Таблицы демонстрационные «Конституционное право»
1. Конституционное право
2. Конституция Российской Федерации
3. Основы конституционного строя
4. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации
5. Права и свободы человека и гражданина
6. Федеративное устройство Российской Федерации
7. Президент Российской Федерации
8. Федеральное Собрание Российской Федерации
9. Правительство Российской Федерации
10. Судебная власть в Российской Федерации
11. Местное самоуправление в Российской Федерации
12. Гражданство Российской Федерации
13. Органы государственной власти Российской Федерации
14. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации
15. Государственные символы Российской Федерации
3. Игры и другие пособия
3.
4. Технические средства обучения
4

ПК
Мультимедийный проектор

5.

Интернет-ресурсы
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ru
Права человека в России
http://www.hro.org
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный
сайт
http://ombudsman.gov.ru
Московская школа прав человека
http://www.mshr-ngo.ru
Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова
http://danur-w.narod.ru
Организация Объединенных Наций
http://www.un.org/russian/
ВСЕВЕД: все об образовании

http://www.ed.vseved.ru
Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА»
http://www.detiplus.ru
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://vschool.km.ru
Интернет-школа «Просвещение.ru»
http://www.internet-school.ru
Обучающие сетевые олимпиады
http://oso.rcsz.ru
Коллекция «Право в сфере образования» Российского общеобразовательного
портала
http://zakon.edu.ru
Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты)
http://www.5ballov.ru
Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
http://www.setilab.ru

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».