Обществознание_8_9_кл_2025_2026_уч_год

Российская Федерация
КУШВИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУШВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
624300, г. Кушва, Свердловской области, ул. Строителей, 10, тел. (34344) 3-20-22, 2-83-80

РАССМОТРЕНО:
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от "28" августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 3
___________________Н.К. Сташкова
Приказ № 203 от «01» сентября 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 741460)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов

Кушва 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных
условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и
гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым











принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации
– в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания
отношений
между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс.
Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая
жизнь
общества.
Потребности
и
ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство.
Виды
и
формы
предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и
денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.

Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления
и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город

федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с
учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные
модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни
общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей
(разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания,
при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в
жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических
задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении
обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях,
экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых
отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
 характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах;
объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
 приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления
основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения
эффективности производства;
 классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы
государственного регулирования экономики;
 сравнивать различные способы хозяйствования;
 устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве;
 использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов
экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования
экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и
функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного
налогового поведения;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного
бизнеса;














решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на
основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов
повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия
в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели
(таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях
развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих
свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов
повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав
потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и
образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и
его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности,
информационную культуру и информационную безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния
образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
 классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
 сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
 устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности,
взаимовлияние науки и образования;
 использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
 решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
 овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план,
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
 осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях
в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в
Интернете в разных источниках информации;








анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию,
представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении
культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере
духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур,
национальных и религиозных ценностей.

9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о
демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской
Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии,
демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального
устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней
политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия
граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы
политических партий; типы общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами
власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и
федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую
партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;















устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством;
между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения
политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и
гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для
аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с
точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена
политической партии, участника общественно-политического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью
субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию
учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны
в политической жизни, о выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней
интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать
свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере;
а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной
власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия
Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и
Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с
осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и
денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
 классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
 сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов
государственной власти и субъектов Российской Федерации;















устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации,
федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире;
для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики
«сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё
отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к
нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в
политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в
субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных
направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах
конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном
статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе
план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики
Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших
изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной
власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций
национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку
зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной
жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при
использовании портала государственных услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах;
социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики
Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;


сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и
конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных
для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной
значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия;
направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
 осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе
отражающий изученный материал о социализации личности);
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию
из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию
из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении,
его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о
социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других
национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного
поведения с позиции здорового образа жизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности
на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах;















характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как
важный общемировой интеграционный процесс;
приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в
общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного
роста;
сравнивать требования к современным профессиям;
устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа
ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи
здоровья и спорта в жизни человека;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу
жизни;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским
движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам
современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из
различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в совреенном
обществе.

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа жизнедеятельности
человека

5

0

0

1.2

Рыночные отношения в экономике

5

0

0

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

0

0

1.4

Домашнее хозяйство

1

0

0

1.5

Экономические цели и функции
государства

4

1

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

0

0

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

1

0

2.3

Роль религии в жизни общества

2

0

0

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

2

0

0

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

0

0

1.2

Участие граждан в политике

3

1

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя
Российской Федерации

2

0

0

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

0

0

2.3

Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации

2

0

0

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

2

1

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

0

0

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства

3

0

0

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

0

0

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире

5

0

0

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Экономическая жизнь общества

1

0

0

2

Экономическая система и её
функции. Собственность

1

0

0

3

Производство — источник
экономических благ

1

0

0

4

Предпринимательство.
Производительность труда.
Разделение труда

1

0

0

5

Деньги, обмен, торговля

1

0

0

6

Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков

1

0

0

7

Спрос и предложение. Рыночное
равновесие

1

0

0

8

Предприятие в экономике

1

0

0

9

Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица

1

0

0

10

Финансовый рынок и финансовые
посредники

1

0

0

11

Банковские услуги

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

02.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

Библиотека ЦОК
09.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

Библиотека ЦОК
16.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0124

Библиотека ЦОК
23.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

Библиотека ЦОК
30.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec091c

Библиотека ЦОК
07.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

Библиотека ЦОК
14.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

Библиотека ЦОК
21.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

Библиотека ЦОК
11.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1132

Библиотека ЦОК
18.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

Библиотека ЦОК

25.11.2025
12

Страховые услуги

1

0

0

13

Защита прав потребителя
финансовых услуг

1

0

0

14

Экономические функции
домохозяйств

1

0

0

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования

1

0

0

16

Источники доходов и расходов
семьи

1

0

1

17

Экономические цели и функции
государства

1

0

0

18

Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по
развитию конкуренции

1

0

0

19

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в экономических
отношениях"

1

0

0

20

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в экономических
отношениях"

1

1

0

21

Культура, её многообразие и
формы.

1

0

0

22

Наука. Роль науки в развитии
общества

1

0

0

23

Образование в современном

1

0

1

https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

Библиотека ЦОК
02.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec175e

Библиотека ЦОК
09.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1920

Библиотека ЦОК
16.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

Библиотека ЦОК
23.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

Библиотека ЦОК
13.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec2046

Библиотека ЦОК
20.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

Библиотека ЦОК
27.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

Библиотека ЦОК
03.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec255a

Библиотека ЦОК
10.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

Библиотека ЦОК
17.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

Библиотека ЦОК
24.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

Библиотека ЦОК

обществе

03.03.2026

24

Образование в Российской
Федерации. Самообразование

1

0

0

25

Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации

1

0

0

26

Роль религии в жизни человека и
общества

1

0

0

27

Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные
объединения в Российской
Федерации

1

0

0

28

Что такое искусство. Виды искусств

1

0

0

29

Роль искусства в жизни человека и
общества

1

0

0

30

Роль информации и
информационных технологий в
современном мире

1

0

0

31

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в мире культуры"

1

1

0

32

Защита проектов по теме по теме
"Финансовая грамотность"

1

0

0

33

Защита проектов по теме "Человек в
экономике"

1

0

0

34

Итоговое повторение по темам
"Человек в экономике", "Человек в
мире культуры"

1

0

0

https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

Библиотека ЦОК
10.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec305e

Библиотека ЦОК
17.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec31da

Библиотека ЦОК
24.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3356

Библиотека ЦОК
07.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

Библиотека ЦОК
14.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec363a

Библиотека ЦОК
21.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

Библиотека ЦОК
28.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

Библиотека ЦОК
05.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

Библиотека ЦОК
12.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

Библиотека ЦОК
19.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

Библиотека ЦОК
25.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

2

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Политика и политическая власть

1

0

1

2

Государство — политическая
организация общества

1

0

0

3

Политические режимы

1

0

0

4

Формы политического участия.
Выборы, референдум

1

0

0

5

Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации

1

0

0

6

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в политическом
измерении"

1

1

0

7

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

0

0

8

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

0

0

9

Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации

1

0

1

10

Высшие органы публичной власти

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

05.09.2025
Библиотека ЦОК
12.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Библиотека ЦОК
20.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК
26.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

Библиотека ЦОК
03.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

Библиотека ЦОК
10.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

Библиотека ЦОК
17.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

24.10.2025
Библиотека ЦОК
07.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec575a

Библиотека ЦОК

в Российской Федерации

14.11.2025

11

Государственно- территориальное
устройство Российской Федерации

1

0

0

12

Местное самоуправление

1

0

0

13

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации

1

0

1

14

Повторительно-обощающий урок
по теме «Гражданин и
государство»

1

1

0

15

Социальная структура общества

1

0

0

16

Социальная мобильность

1

0

0

17

Социальный статус человека в
обществе

1

0

0

18

Социальные роли. Ролевой набор
подростка

1

0

0

19

Социализация личности

1

0

0

20

Семья и ее функции

1

0

0

21

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

0

0

22

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

0

0

https://m.edsoo.ru/f5ec591c

Библиотека ЦОК
21.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

Библиотека ЦОК
28.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК
05.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

Библиотека ЦОК
12.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec6150

Библиотека ЦОК
19.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК
26.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК
16.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК
23.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК
30.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

Библиотека ЦОК
06.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК
13.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
20.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec746a

23

Социальная политика Российского
государства

1

0

0

24

Отклоняющееся поведение

1

0

0

25

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в системе
социальных отношений"

1

0

0

26

Информационное общество.
Сущность глобализации

1

0

0

27

Сущность глобализации

1

0

0

28

Молодёжь — активный участник
общественной жизни

1

0

0

29

Профессиии настоящего и
будущего. Здоровый образ жизни.
Мода и спорт

1

0

1

30

Современные формы связи и
коммуникации: как они изменили
мир

1

0

0

31

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
политическом измерении"

1

1

0

32

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Гражданин и
государство"

1

0

0

33

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
системе социальных отношений"

1

0

0

Библиотека ЦОК
27.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

Библиотека ЦОК
06.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК
13.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

Библиотека ЦОК
20.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec96de

Библиотека ЦОК
03.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК
10.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

Библиотека ЦОК
17.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

Библиотека ЦОК
24.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

Библиотека ЦОК
30.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

Библиотека ЦОК
08.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

Библиотека ЦОК
15.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

34

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
современном изменющемся мире"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

34

3

4

Библиотека ЦОК
22.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5eca552

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н.,
Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Обществознание. 8 класс : учебник, 8 класс/ Боголюбов Л. Н.,
Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Обществознание: 7-й класс : учебник, 7 класс/ Боголюбов Л. Н.,
Лазебникова А. Ю., Половникова А. В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
нет
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по обществознанию
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
История РФ
РЭШ
ФИПИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».