Занимательная_информатика_2025_2026уч_год

Российская Федерация
КУШВИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУШВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
624300, г. Кушва, Свердловской области, ул. Строителей, 10, тел. (34344) 3-20-22, 2-83-80

РАССМОТРЕНО:
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от "28" августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 3
___________________Н.К. Сташкова
Приказ № 203 от «01» сентября 2025г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по техническому направлению
«Занимательная

информатика»

Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год

Кушва 2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности по информатике
ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном
государственном стандарте начального общего образования. Предполагаемая
программа в начальной школе нацелена на формирование у младших
школьников первоначальных представлений о свойствах информации,
способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Рабочая программа по курсу «Занимательная информатика» составлена
на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №
1015;
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
5. Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
6. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012
№ 413;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"";
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 "О
направлении
информации"
вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)";
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 "О
направлении
методических
рекомендаций"
(вместе
с

"Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей");
10. Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 "Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования";
11. Письмом Минобрнауки России Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 093564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ".
12. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 081786 «О рабочих программах учебных предметов»;
13. Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий»;
14. Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О
направлении рекомендаций по организации работы образовательных
организаций»;
15. Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об
организации образовательной деятельности в организациях,
реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, образовательные
программы среднего профессионального образования,
соответствующего дополнительного профессионального образования и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях
распространения новой короновирусной инфекции на территории
Российской Федерации»;
16. Методическими рекомендациями Минпросвещения России от
20.03.2020 по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
17. Устав школы;
18. Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности
МАОУ СОШ №3
Программа курса «Занимательная информатика» рассчитана на три
года. Общее количество часов на уровне основного общего образования
составляет 102 часа со следующим распределением часов по классам:

 2-й класс – 34 часа;
 3-й класс – 34 часа;
 4-й класс - 34 часа.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: приобщение ребенка к активной информационной
деятельности на основе использования компьютерной техники, средств
мобильной связи, цифровых устройств фиксации наблюдений, электронных
образовательных ресурсов.
Задачи:
 Формирование ИКТ-компетентности учащихся, отраженной в
метапредметных результатах обучения в начальной школе;
 Получение опыта самостоятельной информационной деятельности как
личностный результат обучения с учетом практики применения ИКТ в
исследовательских, конструкторских и проектных заданиях с охватом
всех предметных областей начальной школы;
 Развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе
заданий, явно выделяющих процессы обработки информации
человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к
собственной деятельности по переработке информации;
 Подготовка в области информационных технологий, обеспечивающая
включение средств информатизации (компьютерное оборудование и
программное обеспечение) в учебную и познавательную деятельность
обучающихся;
 Формирование устойчивых навыков работы с текстовой, графической,
табличной информацией, в том числе комплексного представления
учебной информации в творческих работах (в среде презентаций),
умений осуществлять поиск информации с помощью каталогов и
справочников, в Интернете.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный
план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той
или иной образовательной области для достижения личностных»
метапредметных и предметных результатов.

1-я группа
требований:
личностные
результаты

2-я
группа
требований:
метапредметные
результаты

3-я группа
требований:
предметные
результаты

Эти
требования
достигаются
под
воздействием
применения методики обучения и особых отношений
«учитель – ученик»:
1.1)готовность
и
способность
к
саморазвитию,
сформированность мотивации к обучениюи познанию;
1.2)ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
Эти требования достигаются при освоении теоретического
содержания курса, при решении учебных задач в рабочей
тетради и на компьютере, при выполнении проектов во
внеурочное время — это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4)овладение межпредметными понятиями (объект,
система, действие, алгоритм и др.)
Эти требования достигаются при освоении теоретического
содержания курса, при решении учебных задач в рабочей
тетради и на компьютере, при выполнении заданий и
проектов во внеурочное время

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения
наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в
содержании курса:
 наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать
объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;
 соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты
проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли
достичь поставленной цели?»;
 устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте,
т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого
объекта с помощью компьютера с использованием текстового или
графического редактора;
 понимать, что освоение собственно информационных технологий
(текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а
способом деятельности в интегративном процессе познания и описания













(под описанием понимается создание информационной модели текста,
рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения
объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы
«Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему
признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...),
различать целое и часть.Создание информационной модели может
сопровождаться проведением простейших измерений разными
способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов
осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием
уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования,
анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и
компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи,
создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения,
графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая
простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять
простейшие логические выражения типа: «.„и/или...», «если... то...»,
«не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного
суждения;
овладевать
первоначальными
умениями
передачи,
поиска,
преобразования, хранения информации, использования компьютера;
при выполнении интерактивных компьютерных заданий и
развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой
информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки.
Одновременно происходит овладение различными способами
представления информации, в том числе в табличном виде,
упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам
(возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это задания,
предусматривающие выполнение инструкций, точное следование
образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление
последовательности действий при выполнении интерактивной учебной

задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности
следует это делать, чтобы достичь цели? »;
 получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при
определении способов контроля и оценки собственной деятельности
(ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я
делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их
исправлении;
 приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых
компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу
между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий
результат деятельности.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС (34ч.)
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ. ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР (7 ч.)
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек
воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию;
пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная
(осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце,
человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации
(колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные - приемники различных видов
информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи
информации; телефон - средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия
труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при
работе информацией, например, с текстовой и графической.
Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Контрольная работа №1.
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ (7ч.)

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу,
электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо,
буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Языки людей и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном
языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки,
построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Повторение по теме «Кодирование информации».
Контрольная работа №2
ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ (8ч.)
Текстовые данные: текст – это способ представления информации в виде
последовательных знаков. С помощью текста мы можем закодировать
информацию, чтобы ее передать.
Графические данные: данные, обладающие свойством наглядности. Карта,
схема, рисунок, фотография – это все графические данные.
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и
информация - это форма представления информации и способ кодирования
информации.
Десятичное кодирование: кодирование информации с помощью 10 цифр.
Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации;
письменное двоичное кодирование.
Числовые данные: если информацию о количестве предметов или об их
порядковых номерах закодировать числами, то получатся числовые данные.
Повторение по теме «Информация и данные».
Контрольная работа №3.
ДОКУМЕНТ И СПОСОБЫ ЕГО СОЗДАНИЯ (9ч.)
Документ и его создание: история изобретения письменности, знакомство с
документами прошлого.
Электронный документ: понятие файла, виды файлов.
Поиск документа: есть два разных действия – это поиск информации и
поиск документа. Поиск документов в Интернете и библиотеке.
Создание текстового документа: знакомство с программой текстовый
редактор. Оформление текстовых документов.
Создание графического документа: знакомство с программой графический
редактор.
Повторение по теме «Документ и способы его создания».
Контрольная работа №4.

Обобщающий урок по пройденным темам.
Резерв/Проектная деятельность.
3 КЛАСС (34ч.)
ИНФОРМАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР ( 6ч.)
Человек и информация: повторение изученного во 2 классе об органах
чувств, видах информации.
Источники и приемники информации: повторение изученного во 2 классе об
источниках и приемниках информации; новые понятия: искусственные
(созданные человеком) и естественные (созданные природой) источники
информации.
Носители информации: повторение изученного во 2 классе.
Компьютер: повторение изученного во 2 классе, определения «компьютер»,
знакомство с устройствами компьютера.
Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер».
Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и компьютер».
ДЕЙСТВИЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ (8 ч.)
Получение информации: люди получают информацию, наблюдая; получение
информации – это действие с информацией.
Представление информации: информацию можно представить графически и
при помощи текста.
Кодирование информации: звуковое кодирование, рисуночное письмо,
буквенное кодирование; декодирование информации.
Кодирование и шифрование данных: чтобы спрятать смысл сообщение от
посторонних используется шифрование.
Хранение информации: хранение информации необходимо для передачи
знаний и опыта. С древних времен человек хранил информацию на
носителях.
Обработка информации и данных: обрабатывать данные можно не только в
уме, но и с помощью разных инструментов.
Повторение по теме: «Действия с информацией».
Контрольная работа №2 по теме: «Действия с информацией».
МИР ОБЪЕКТОВ (9ч.)
Объект и его имя: объект – это общее название любого предмета, явления,
живого существа, процесса, события, если мы обратили на него внимание.
Объекты имеют имя.

Объект и его свойства: каждый объект обладает рядом свойств общими и
отличительными; существенными и несущественными.
Функции объекта: исходя из свойств объекта, мы определяем его функцию.
Отношения между объектами: объекты могут находиться между собой в
определенных отношения. Отношения удобно представлять в виде схемы.
Характеристика объекта: включает в себя его имя и описание свойств.
Документ и данные об объекте: свойством документа является то, что он
удостоверяет какой-то факт.
Повторение по теме: «Мир объектов».
Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов».
КОМПЬЮТЕР, СИСТЕМЫ И СЕТИ (7ч.)
Компьютер –это система: компьютер состоит из взаимосвязанных между
собой частей.
Системные программы и операционная система: системные программы –
это программы, которые обеспечивают нормальную работу компьютера, его
обслуживание и настройку. Операционная система - это комплекс
управляющих и обрабатывающих программ.
Файловая система: как в библиотеки есть шкафы, как и в компьютере есть
файлы, которые позволяют нам хранить информацию.
Компьютерные сети: это система компьютеров и периферийных устройств,
взаимосвязанных между собой.
Информационные системы: хранилище данных.
Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети».
Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы и сети».
Обобщающий урок по пройденным темам.
Резерв/Проектная деятельность.
4 КЛАСС (34ч.)
ПОВТОРЕНИЕ (7ч.)
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Человек в мире
информации.
Действия с данными.
Объект и его свойства.
Отношения между объектами.
Компьютер как система.
Повторение изученного в 3 классе.
Контрольная работа № 1.
СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОНЯТИЕ (9ч.)

Мир понятий: понятие – это форма мышления, в понятии отражаются все
существенные свойства объекта.
Деление понятий: видовые и родовые понятия.
Обобщение понятий: объединение видовых понятий в одном родовом.
Отношения между понятиями: отношения бывают симметричные
(вид
вид); несимметричные (род
вид, вид
род
Понятия истина и ложь: истина – это то, что соответствует
действительности; ложь же не соответствует действительности.
Суждение: высказывание, о котором однозначно можно сказать истинное
оно или ложное.
Умозаключение: мысленный анализ и составления заключения.
Повторение по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».
Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение, умозаключение, понятие».
МИР МОДЕЛЕЙ (8Ч.)
Модель объекта: заменитель реального объекта, который обладает
некоторыми свойствами реального объекта.
Текстовая и графическая модели: модель можно описать в виде текста и
изобразить на рисунке, схеме или фотографии.
Алгоритм как модель действий: последовательность инструкцией для
исполнителя, обладающая рядом свойств.
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов: алгоритмы линейные и
разветвляющиеся. Запись алгоритмов в текстовой и графической форме.
Исполнитель алгоритма: объект, который четко может выполнить
инструкции.
Компьютер как исполнитель: универсальный и формальный исполнитель
алгоритмов.
Повторение по теме: «Мир моделей».
Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей».
УПРАВЛЕНИЕ (10ч.)
Кто, кем и зачем управляет: один объект специально с определённой целью,
воздействует на другой объект.
Управляющий объект и объект управления: объект, который управляет кемто или чем-то и объект, на которого направлено это воздействие.
Цель управления: это ожидаемый результат
Управляющее воздействие: информация для человека или технического
устройства.
Средство управления: с помощью чего создается управляющее воздействие.
Результат управления: реакция объекта управления на управляющее
воздействие.

Современные средства коммуникации: обеспечивают возможность общения
между людьми, могут служить и средством управления.
Повторение по теме: «Управление»
Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»Итоговая контрольная работа

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (1 час в неделю)
Название тем
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер
1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.
Человек и информация
2. Какая бывает информация
3. Источники информации
4. Приемники информации
5. Компьютер и его части
6. Повторение по теме: «Виды информации. Человек и
компьютер»
7.Контрольная работа № 1 по теме: «Виды информации.
Человек и компьютер»

Часы
7

Глава 2. Кодирование информации
8.Носители информации
9.Кодирование информации (1)
10.Кодирование информации (2)
11.Письменные источники информации
12.Языки людей и языки программирования
13.Повторение по теме: «Кодирование информации»
14.Контрольная работа № 2 по теме: «Кодирование
информации»
Глава 3. Информация и данные
15.Текстовые данные
16. Графические данные
17. Числовая информация
18.Десятичное кодирование
19. Двоичное кодирование
20. Числовые данные
21. Повторение по теме: «Информация и данные»
22. Контрольная работа № 3 по теме: «Информация и данные»

7

Глава 4. Документ и способы его создания
23. Документ и его создание

9

8

24. Электронный документ и файл
25. Поиск документа
26. Создание текстового документа (1)
27. Создание текстового документа (2)
28. Создание графического документа (1)
29. Создание графического документа (2)
30. Повторение по теме: «Документ и способы его создания»
31.Контрольная работа № 4 по теме: «Документ и способы его
создания»
Завершающий этап.
32. Обобщающий урок по пройденным темам
33–34.Проектная деятельность.

3
Всего: 34

3 класс (1 час в неделю)
Название тем
Глава 1. Информация, человек и компьютер
1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.
Человек и информация
2. Источники и приемники информации
3. Носители информации
4. Компьютер
5. Повторение по теме: «Информация, человек и компьютер»
6. Контрольная работа № 1 по теме: «Информация, человек и
компьютер»

Часы
6

Глава 2. Действия с информацией
7. Получение информации
8. Представление информации
9. Кодирование информации
10. Кодирование и шифрование данных
11. Хранение информации
12. Обработка информации и данных(1)
13. Повторение по теме: «Действия с информацией»
14. Контрольная работа №2 по теме: «Действия с
информацией»

8

Глава 3. Мир объектов
15. Объект и его имя
16. Объект и его свойства
17. Функции объекта (1)
18. Функции объекта(2)

9

19. Отношения между объектами
20. Характеристика объекта
21. Документ и данные об объекте
22. Повторение по теме: «Мир объектов»
23. Контрольная работа № 3 по теме: «Мир объектов»
Глава 4. Компьютер, системы и сети
24. Компьютер — это система
25. Системные программы и операционная система
26. Файловая система
27. Компьютерные сети
28. Информационные системы
29. Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети»
30. Контрольная работа № 4 по теме: «Компьютер, системы и
сети»
Завершающий этап.
31. Обобщающий урок по пройденным темам
32–34.Проектная деятельность.
Всего:

7

3

34

4 класс (1 раз в неделю)
Название тем
Глава 1. Повторение
1. Правила техники безопасности в компьютерном классе.
Человек в мире информации
2. Действия с данными
3. Объект и его свойства
4. Отношения между объектами
5. Компьютер как система
6. Повторение изученного в 3 классе.
7. Контрольная работа № 1
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие
8. Мир понятий
9. Деление понятий
10. Обобщение понятий
11. Отношения между понятиями
12. Понятия истина и ложь
13. Повторение по теме: «Суждение, умозаключение, понятие»
14. Контрольная работа № 2 по теме: «Суждение,
умозаключение, понятие»
15. Суждение
16. Умозаключение
Глава 3. Мир моделей

Часы
7

9

8

17. Модель объекта
18. Текстовая и графическая модели
19. Алгоритм как модель действий
20. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
21. Исполнитель алгоритма
22. Компьютер как исполнитель
23. Повторение по теме: «Мир моделей»
24. Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей»
Глава 4. Управление
25. Кто, кем и зачем управляет
26. Управляющий объект и объект управления
27. Цель управления
28. Управляющее воздействие
29. Средство управления
30. Результат управления
31. Современные средства коммуникации
32. Повторение по теме: «Управление»
33.Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»
34. Годовое повторение
Всего:

10

34

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Материально-техническое
обеспечение
информационной
образовательной среды для реализации обучения информатике и активного
использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении:
- компьютерный класс (сеть, сервер)
- проектор
- интерактивная доска
- сетевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки
работы учащихся при обучении информатике.
- дополнительные устройства компьютера: наушники, колонки, принтер,
сканер, микрофон, камера.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему,
обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта
системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
 информация, виды информации (по способу восприятия, по способу
представления, по способу организации);

 информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись,
видеозапись);
 источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
 работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение,
использование);
 средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио,
телевидение, мультимедийные устройства);
 организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги,
записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей
осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры
построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности
 раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и
значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и
обществе, способствует установлению учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация).
Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными
на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их
информационной природы и значимости с точки зрения жизненных
интересов;
 содержание параграфа представлено через компоненты деятельности
ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь»
— новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до
применения на практике, в том числе развивается творческая
деятельность;
 разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.
 Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков.
Использование средств стимулирования, учащихся к самостоятельной
работе (или при подготовке к контрольной работе);
 «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание.
Обобщение и классификация;
 практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР.
Формирование и развитие умений использовать полученные
теоретические знания по информатике, умений структурировать
содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач
(культура мышления, культура решения задач, культура проектной и

исследовательской деятельности); формирование и развитие умений
осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и
анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и
сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор
(самоуправление и самоопределение); формирование и развитие
умений по нахождению, переработке и использованию информации
для решения учебных задач, а также умений по организации
сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации
совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними
взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает
целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и
способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в
рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности.
Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,
контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся,
направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Аналитическая
деятельность
учащихся
начальной школы на
уроках информатики:
 выделение и называние объекта окружающей действительности, в том
числе в терминах информатики (источник информации, приемник,
канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект
управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
 называние свойств и отношений, функций и действий, анализ
элементного состава объекта (системы), называние свойств текста,
рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов
информатики;
 выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены
в той или иной его модели;
 сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов
информатики (например, сравнение процесса хранения информации и
процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов

моделирования и управления, управляющего объекта и объекта
управления, сравнение функций прикладных программ между собой и
др.);
 формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках
информатики:
 преобразование одной формы представления информации в другую
(текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или
схему и т. д.);
 описание объекта окружающей действительности по схеме: имя,
внешние свойства, действия, функции, отношения;
 создание текстовой, математической и графической моделей объекта
окружающего мира;
 создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением
на электронном носителе;
 сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики
(например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее
передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования
и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)
 обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
 поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор
документов, поиск нужной информации в них.
7. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2 класс
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного
материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса
информатики и информационных технологий в целом. При выполнении
письменной контрольной работы выявляются полнота, прочность усвоения
учащимися материала (теории) и умение применять ее на практике в
знакомых и незнакомых ситуациях.
Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии
1-2 мелких погрешностей.
За каждое невыполненное задание оценка снижается на полбалла.
Оценка "3" - при выполнении 2/3 -1/2 от объема предложенных
заданий.
Оценка "2" не ставится, так как ученик не справился с
контрольной работой (выполнил половину (или меньше) заданий).
Оценка устных ответов учащихся:

Оценка "5", если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как
учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на
отметку "5" , но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
Оценка "3" ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала,
определенные настоящей программой.
Оценка "2" не ставятся.
3-4 класс
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного
материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса
информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы выявляются
полнота, прочность усвоения учащимися материала (теории) и умение
применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Оценка "5" - при выполнении всех заданий полностью или при наличии
1-2 мелких погрешностей;
Оценка "4" - при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
Оценка "3" - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

Оценка "2" - если допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере
(незнание основного программного материала).
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка "5" если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как
учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка "4" если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку
"5", но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
Оценка "3" ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала,
определенные настоящей программой.
Оценка "2" ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или
наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2 класс
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. В 2-х ч. / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2-х ч. / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 2 класса / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013
3 класс
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. В 2-х ч. / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х ч. / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 3 класса / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013
4 класс
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. В 2-х ч. / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
2. Матвеева Н.В. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х ч. / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 4 класса / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. –М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

4. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 2 класс, Н. В.
Матвеева и др.
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 3 класс, Н. В.
Матвеева и др.
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 4 класс, Н. В.
Матвеева и др.
 Комплекс методических разработок по информатике 2 класс
(http://easyen.ru/load/informatika/2_klass/kompleks_metodicheskikh_razraboto
k_po_informatike/399-1-0-5242)
 Комплекс методических разработок по информатике 3 класс
(http://easyen.ru/load/informatika/3_klass/kompleks_metodiches/400-1-0-5578)
 Комплекс методических разработок по информатике 4 класс
(http://easyen.ru/load/informatika/4_klass/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_
po_informatike_4_klass_umk_matveevoj_n_v_fgos/401-1-0-17151)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».