Картография 9 кл. 2025-2026 уч. год

Российская Федерация
КУШВИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУШВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
624300, г. Кушва, Свердловской области, ул. Строителей, 10, тел. (34344) 3-20-22, 2-83-80

РАССМОТРЕНО:
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от "28" августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 3
___________________Н.К. Сташкова
Приказ № 203 от «01» сентября 2025г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Картография»
для обучающихся 9 классов

Кушва 2025

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Уровень программы

Основное общее образование

Классы

9 классы

Наименование курса

«КАРТОГРАФИЯ»

Образовательная область

Общественные науки

Количество часов в неделю

1 часа

Количество часов в год

34 часа

Срок реализации программы

2024-2025 учебный год

Рабочая программа составлена
ФГОС ООО (5-9 классы)
в соответствии с требованиями
Вид курса

Ориентационный

Тип курса

Межпредметный
Н.В.

Рабочая программа составлена
на основе программы

Болотникова,

География,

9 класс.

Предпрофильная
подготовка:
сборник
программ элективных курсов, - Волгоград,
«Учитель», 2007.

Раздел 1.
2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«КАРТОГРАФИЯ»
Курс

«Картография»

представляется

необходимым,

так

как

методы

картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией,
находят самое широкое применение во многих других естественных и
общественных науках: метеорологии, геологии, топографии, истории, гидрологии,
социологии, экономике. Карты применяют в строительстве, сельском хозяйстве, в
военном и морском деле. Также карты широко используются в повседневной жизни:
в путешествиях, в навигаторах автомашин. Данный курс позволяет восполнить
пробелы в знаниях по картографии, подготовится к ОГЭ по профильным предметам.
В процессе освоения предпрофильного

курса предусмотрено достижение

обучающимися следующих личностных результатов:
· формирование интеллектуальных, социальных и творческих качеств у
обучающихся;
· развитие мотивов образовательной деятельности.
Метапредметные результаты:
· формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее
цели и задачи, оценивать достигнутые результаты;
· освоение обучающимися
различных способов деятельности (анализ,
проектирование, конструирование, исследовательская деятельность и др.);
· готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире
профессий;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
· смысловое чтение.
Предметные результаты:
· овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
3

· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
· развитие умения применять географические знания в повседневной жизни,
владение практическими умениями применять приборы и инструменты;
· понимание места и роли географии в решении современных задач.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
1. Определять координаты и местоположение объектов на картах, расстояния
между ними, азимут и направления.
2. Ориентироваться на местности по плану, топографической карте,
аэрофотоснимку. Читать топографическую карту, составлять по ней описание
местности.
3. Свободно читать и анализировать тематические карты. Пользоваться
системой условных обозначений, сочетать тематические карты с другими
источниками информации (например, с климатическими справочниками или со
статистическими данными).
4. Определять простые картографические характеристики объектов (например,
длину реки, береговой линии, площадь ареала, высоту, глубину).
5. Оценивать по тематическим картам основные количественные показатели
объектов (климатические характеристики, плотность населения, экономикогеографические показатели и др.).
6. Строить по картам диаграммы и профили.
Содержание
информации:

курса

предполагает

работу

с

разными

источниками

· картографическими (топографической и географической картами, глобусом),
· текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой),
· профилями, диаграммами, рисунками, схемами.
Содержание каждой темы курса включает самостоятельную работу учащихся,
большое количество практических заданий. Глубокому усвоению знаний
способствует практическая направленность курса, которая разработана с учётом
индивидуальных особенностей школьников.
4

При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой
каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в
работе группы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижений планируемых результатов обучающихся осуществляется в
соответствии

с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего

контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №
3».
При изучении курса «КАРТОГРАФИЯ» осуществляется комплексный
контроль знаний и умений обучающихся. Предполагается сочетание различных
форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная
проверка.
Для оценки достижения предметных результатов обучения используется:


текущий контроль в виде индивидуальных
опросов;

проверочных работ и устных



тематический контроль в виде контрольных работ.
К письменным формам контроля относятся: географические диктанты,

самостоятельные, практические и контрольные работы, тесты, работы с контурными
картами, индивидуальные карточки с разноуровневыми задачами.
Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка
проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы
(модуля). Кроме того, учитывается участие обучающихся в дискуссиях при
обсуждении выполненных заданий.
Достижение метапредметных

результатов контролируется

методом

наблюдения за деятельностью
обучающихся в процессе изучения курса.
Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме,
умение работать с разными видами карт: производить измерения, определять
местоположение географических объектов, составлять описания и характеристики
их особенностей и природы на основе условных знаков, схем, диаграмм.

5

При

проведении

промежуточной

аттестации

проводится

итоговая

контрольная работа.
Курс может считаться зачтенным, если:
- ученик посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;
- выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса.
Оценивание курса осуществляется в системе «зачтено - не зачтено».
Раздел 2.
СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА «КАРТОГРАФИЯ»

Введение.
 Знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, с
формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ.
Критерии оценивания самостоятельных работ.
Тема 1. Что изучает картография. Древние карты.
 Картография как наука, ее формы.
 История картографии. История появления карт и атласов.
 Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
 Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности
современного человека.
Тема 2. Изображения земной поверхности и их использование.


Основные

виды

изображения

земной

поверхности:

план,

карта,

аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы
создания, использование).
 Масштаб и его виды. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на
местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам,
определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.
6

Практическая работа 1. Решение задач: «Виды масштаба».
Практическая

работа

2. Ориентирование,

определение

азимутов

на

местности и плане.
Тема 3. Топографическая карта. План местности.
Черты сходства и различия топографической карты и плана местности.
Основные свойства топографической карты. Система условных знаков на
топографической карте и плане. Многолистовые топографические карты.
Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте и
плану местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Чтение
рельефа. Бергштрихи, склоны. Построение профиля рельефа по топографической
карте и плану. Определение координат по топографической карте.
Практическая работа 3. Решение практических задач по плану.
Практическая работа 4. Составление маршрута путешествия.
Тема 4. Практические работы по топографической карте и плану.
Практические работы № 5 и № 6. Виды упражнений для закрепления:
 Определение по топографической карте координат различных объектов.


Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим

координатам.
 Определение по карте прямоугольных координат объектов.
 Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
 Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
 Нахождение на топографической карте и плане основных форм рельефа,
изображенных горизонталями.
 Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
 Определение по карте крутизны склонов с помощью шкалы заложений.
Тема 5. Свойства географической карты.

7

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и
измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения
географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Масштаб и
условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические
координаты: географическая широта и географическая долгота. Определение
географических координат различных объектов, направлений, расстояний,
абсолютных высот по карте. Азимут магнитный и истинный.
Практическая работа 7. Определение координат географических объектов,
направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Тема 6. Виды карт.
 Содержание и значение карт. Деление карт по масштабу: мелкомасштабные,
среднемасштабные, крупномасштабные.
 Классификация карт по пространственному охвату.
 Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические.
Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных
явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.


Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-

просветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.
 Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.
Географические атласы – систематические, целостные собрания карт,
созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению:
справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие),
учебные, туристические и дорожные.
• Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
• Определение
линейный.

масштаба.

Виды масштабов: числовой,

именованный,

• Картографическая проекция: определение, требования, предъявляемые к
картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений; виды
искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.
8

• Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная,
равновеликая, произвольная.
• Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от
эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликоническая,
азимутальная).
• Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.
Практическая работа 8. Работа с картами разных видов. Прием наложения
карт.
Тема 7. Понимание и чтение карты.
Условные знаки:
• Послойная окраска;
• Значки;
• Изолинии;
• Метод ареалов;
• Знаки движения.
Практическая работа 9. Приемы использования условных знаков карты.
Практическая работа 10. «Виртуальное путешествие по географической
карте».
Тема 8. Задачи по географическим картам и глобусу.
Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы
самостоятельной работы.
Практическая работа 11. Определение географического положения,
географических координат, расстояний по карте и глобусу. Географическая
характеристика территорий.
Заключительное занятие.

9

Раздел 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «КАРТОГРАФИЯ»

9 классы
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Количество часов
из них отведенные на
№

Наименование модуля (раздела, блока)
Всего

Практические
Контрольны
(лабораторны
е работы
е) работы

1

Введение

1

0

0

2

Что изучает картография. Древние карты

2

1

0

3

Изображения земной поверхности и их использование

3

2

0

4

Топографическая карта. План местности

3

3

0

5

Практические работы по топографической карте и
плану

3

2

0

6

Свойства географической карты

3

2

0

7

Виды карт

3

2

0

8

Понимание и чтение карты

3

2

0

9

Задачи по географическим картам и глобусу

2

1

0

Итоговая проверочная работа

1

0

1

ИТОГО:

34

15

1

10

10

Приложение 1
Календарно - тематическое планирование курса «КАРТОГРАФИЯ»
9 классы
1 час в неделю, 34 часа в год
Раздел (количество часов)

№ п/п

1

Тема урока
Введение

Что изучает картография. Древние карты
2. Изображения земной поверхности и их использование

3

2
3
2

Стороны горизонта. Ориентирование.
Практическая работа
местности и плане

2. Ориентирование, определение азимутов на

3. Топографическая карта. План местности
5

1

Изображения земной поверхности. Масштаб.
Практическая работа 1. Решение задач: «Виды масштаба»

4

часов
1

1. Что изучает картография. Древние карты
2

Количест
во

2

4

Черты сходства и различия топографической карты и плана местности.
2
Практическая работа 3. Решение практических задач по плану

6

Составление плана местности.
Практическая работа 4. Составление маршрута путешествия
4. Практические работы по топографической карте и плану местности

7

8

2
4

Практическая работа 5. Чтение содержания топографической карты и
плана местности в заданных направлениях. Измерение расстояний,
площадей. Определение по топографической карте координат различных
объектов

2

Практическая работа 6. Чтение рельефа с помощью горизонталей.
Определение крутизны склонов с помощью шкалы заложений. Построение

2

11

профиля рельефа по топографической карте и плану
5. Свойства географической карты
карты.

Параллели

и

меридианы.

4

9

Географические
координаты

Географические

10

Практическая работа 7.
Определение координат географических
объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте
6. Виды карт

2

2
4

11

Классификация карт: по обхвату территории, содержанию, назначению,
видам. проекции, масштабу

3

12

Практическая работа 8.
наложения карт

3

Работа с картами разных видов. Прием

7. Понимание и чтение карты
13

Условные знаки.
Практическая работа 9. Приемы использования условных знаков
карты

14

Практическая работа 10. «Виртуальное путешествие по географической
карте»
8. Задачи по географическим картам и глобусу

15

16

6

3

2
5

Географическая карта – основной источник знаний.
Практическая работа 11. Определение географического положения,
географических координат, расстояний по карте и глобусу. Географическая
характеристика территорий

2

Итоговая проверочная работа

1

Итого:

34

12

Приложение 2
Демоверсия итоговой контрольной работы
Часть I. В заданиях 1 – 10 выберите один правильный ответ.
1. Какой именованный масштаб соответствует числовому масштабу 1: 3500 000?
А) в 1 см - 35 км;

Б) в 1 см – 350 км;

В) в 1 см – 3 500 м;

Г) в 1 см – 3 500 км

2. Какой азимут соответствует направлению на север?
А) 360°;
Б) 270°;
В) 90°;
Г) 180°
3. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
А) 1:2 500;

Б) 1:25 000;

В) 1:250 000;

Г) 1:25 000 000

4. Картами какого экономического района России нужно воспользоваться для того, чтобы
определить местоположение Республики Карелия?
А) Уральского;

Б) Северного;

В) Поволжского;

Г) Северо- Западного.

5. Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наибольшую среднюю
плотность населения?
А) А;

Б) B;

В) С;

Г) D

13

6. Какое из следующих утверждений является верным?
а) Точка А (рис. 1) имеет координаты 50ᶿ с. ш.; 50ᶿ в. д.
Б) На карте масштаба 1:100 000 - 1 см на карте соответствует 100 м на местности.
в) Направление А-В на карте (рис. 1) соответствует направлению на северо-восток;
г) Все три варианта верны.

7. Какое из следующих утверждений является верным (рис. 1)?
А) Цифрой 1 на карте обозначен Персидский залив;
Б) Цифрой 5 на карте обозначено озеро
Титикака;
В) Цифрой 2 на карте обозначена река Нил;
Г) Цифрой 7 обозначены горы Аппалачи.
8. Какое из следующих утверждений является верным?
А) Цифрой 3 на карте (рис. 1) обозначены горы Кордильеры;
Б) Цифрой 7 на карте (рис. 1) обозначены Великие равнины;
В) Цифрой 4 на карте (рис. 1) обозначено Среднесибирское плоскогорье;
Г) Цифрой 6 на карте (рис. 1) обозначен вулкан Килиманджаро.
Задания № 9, № 10 выполняются с использованием приведенной ниже карты погоды.

9. Карта погоды составлена на 16 марта. В каком из показанных на карте городов на
следующий день наиболее вероятно существенное повышение температуры воздуха?
А) Салехард;
В) Омск;

Б) Дудинка;
Г) Якутск

10. Карта погоды составлена на 16 марта. В каком из показанных на карте городов, на
следующий день наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха?
А) Салехард;

Б) Дудинка;

В) Новосибирск;

Г) Красноярск

Часть II.
11. Найдите соответствие.

Термин
Азимут
Карта
Масштаб
Географическая
широта
5. Параллель
1.
2.
3.
4.

Определение
А) Изображение местности в определенном масштабе,
условными знаками с использованием картографической
проекции;
Б) Линия на карте параллельная экватору;
В) Угол между направлением на север и на предмет,
отсчитывается по часовой стрелке;
Г) Степень уменьшения местности, при ее изображении

на карте (плане);
Д) Расстояние в градусах от экватора до данной точки

12. С помощью карты (рис.4) сравните среднегодовое
количество осадков в точках, обозначенных на карте
цифрами 1, 2, 3, 4. Расположите эти точки в порядке
увеличения количества осадков, выпадающих в них.
Запишите получившуюся последовательность цифр.
Часть III.
13. Населённый пункт Оротукан имеет географические
координаты 62º 16′ с. ш. 151º 40′ в. д. Определите, на территории
какой области РФ находится этот населённый пункт.
14. Определите по карте (рис 5) расстояние на местности по прямой от точки А до колодца.
Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака.
Полученный результат округлите до десятков метров.
15.Определите по карте, в каком направлении от
колодца находится точка В.
16. Школьники выбирают место для футбольного
поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на
карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для
этого. Для обоснования своего ответа приведите два
довода.
17. На рисунках представлены варианты профиля
рельефа местности, построенные на основе карты
по линии А—В разными учащимися. Какой из
профилей построен верно?

1)

2)

3)

4)

Лист корректировки календарно-тематического тематического
планирования предпрофильного курса
20___-20____ учебный год
Предпрофильный курс:
Класс:
Учитель:

№
урока

Тема

Количество часов
по
плану

фактически

Дата
по
плану

фактически

Причина
корректировки

Способ
корректировк


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».