Решение_задач_и_некторые_вопросы_по_биологии_2025_2026_уч_год

Российская Федерация
КУШВИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КУШВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
624300, г. Кушва, Свердловской области, ул. Строителей, 10, тел. (34344) 3-20-22, 2-83-80

РАССМОТРЕНО:
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от "28" августа 2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 3
___________________Н.К. Сташкова
Приказ № 203 от «01» сентября 2025г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по естественно – научному направлению

«Решение задач и некоторые вопросы по
биологии»
Возраст обучающихся: 15 лет
Срок реализации: 1 год

Кушва 2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности по " Решение задач и
некоторые вопросы по биологии" ориентирована на достижение целей,
определённых в Федеральном государственном стандарте основного общего
образования. Предполагаемая программа позволяет расширить и углубить
знания подростков об окружающих нас веществах и химических явлениях.
Рабочая программа по курсу «Решение задач и некоторые вопросы по
биологии» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №
1015;
3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
5. Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;
6. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012
№ 413;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"";
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 "О
направлении
информации"
вместе
с
"Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)";
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 "О
направлении
методических
рекомендаций"
(вместе
с
"Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,

способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей");
10.Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 "Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования";
11.Письмом Минобрнауки России Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 093564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ".
12.Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 081786 «О рабочих программах учебных предметов»;
13.Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий»;
14.Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О
направлении рекомендаций по организации работы образовательных
организаций»;
15.Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об
организации образовательной деятельности в организациях,
реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, образовательные
программы среднего профессионального образования,
соответствующего дополнительного профессионального образования и
дополнительные общеобразовательные программы, в условиях
распространения новой короновирусной инфекции на территории
Российской Федерации»;
16.Методическими рекомендациями Минпросвещения России от
20.03.2020 по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
17.Устав школы;
18.Положение о рабочих программах курсов внеурочной деятельности
МАОУ СОШ №3
Программа курса «Решение задач и некоторые вопросы по биологии»
рассчитана на один год. Общее количество часов на уровне основного
общего образования составляет 34 часа со следующим распределением часов
по классам:
 9-й класс – 34 часа, из них 22 часа теории и 12 часов практики.

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся
предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным
темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных
вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: Подготовка к успешной сдаче государственной итоговой
аттестации по биологии обучающихся 9-х классов.
Задачи:
 повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы,
изучаемые на заключительном этапе общего биологического
образования;
 закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при
сдаче ГИА и ОГЭ (Метод.письмо «Об использовании результатов ОГЭ
в преподавании биологии в образовательных учреждениях);
 формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками,
схемами, извлекать и анализировать информацию из различных
источников;
 научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои
мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом.
 научить решать биологические задачи.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.);
 эстетического отношения к живым объектам.
метапредметные результаты:
 овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;

 умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1
Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых
объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение
биологических объектов.
Тема 2
Признаки живых организмов (4 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства
живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические
вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система.
Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества
клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие
макроэргические вещества. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение
эукариотической клетки.
Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура,
назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов.
Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства
организмов.
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в
клетке.
Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.
Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки.
Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм
биосинтеза белка. Тракскрипция.
Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.
Лизосомы.
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен.
Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма
глюкозы.
Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и
животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и
размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Тема 3
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,
человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в
биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи,
папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани
и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая
характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские
черви. Круглые черви.
Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая
характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика
классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в
процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
Тема 4
Человек и его здоровье (16 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и
процессы жизнедеятельности человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его
роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система
человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной
системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного
мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и
кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток
крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней
среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце.
Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
системы. Структурно-функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурнофункциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения.
Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный
периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование
признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурнофункциональные единицы органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные
единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная
деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная
сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в поколение
информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности

личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания
в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни.
Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами,
ногтями.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха,
чистый воздух.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение,
употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие
инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений,
вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых
паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным
газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного
аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Тема 5
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов
к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных
видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные
изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,
потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы.
Тема 6
«Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию,

проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий
экзаменационной работы по уровню сложности. Время выполнения работы.
Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок.
Рекомендации по выполнению
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы
биологии», «Признаки живых организмов»
2. Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы,
Растения» 1
3. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об
эволюции органического мира»
4. Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека»,
«Нейро-гуморальная регуляция организма»
5. Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» 1
6. Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма
человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
7. Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы
тела», «Размножение и развитие человека»
8. Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат»,
«Органы чувств»
9. Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека»,
«Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»
10. Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и
окружающей среды»
11. Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года 1
12. Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года. 1
Итого: 12
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2

3

Тема
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
2.1 Клеточное строение организмов
2.2 Признаки живых организмов.
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой
природы (7 ч)
3.1 Царство Бактерии.
3.2 Царство Грибы.

Всего практика
1
4
2
2
7
1
1

1

4

5

6

3.3 Царство Растения
3.4. Царство Животные.
3.5 Учение об эволюции органического мира.
Тема 4 Человек и его здоровье (15 ч)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности
человека.
4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма.
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
пищеварении.
4.4. Дыхание. Система дыхания.
4.5. Внутренняя среда организма
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая
системы.
4.7. Обмен веществ и превращение энергии.
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения.
4.9. Покровы тела и их функции.
4.10. Размножение и развитие организма человека.
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.
4.13. Психология и поведение человека. Высшая
нервная
деятельность
4.13. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные
заболевания.
4.14. Приемы оказания первой доврачебной помощи
при
неотложных ситуациях.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды
(4 ч)
5.1. Влияние экологических факторов на организмы.
Взаимодействия видов
5.2. Экосистемная организация живой природы.
5.3. Учение о биосфере.
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
ИТОГО:

2
2
1
16
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1
1

1

1
2
1
1
1

1
1

1
1

1

4
2
1
1
2
34

1
2
12

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий:

Для изучения теоретического и практического материала данная программа
предусматривает использование следующих форм занятий:
 лекции;
 практические занятия;
 экскурсии;
 работа с различными источниками информации;
 круглые столы;
 диспуты;
 эксперименты и опыты.
Приемы и методы, используемые при реализации программы:
 словесные, наглядные, практические, проблемные;
 анализ, обобщение, систематизация;
 подготовка к защите исследовательской работы, изучение
литературных источников;
 самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний,
 закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при
 выполнении исследовательских работ);
 дискуссия (при представлении нового теоретического материала).
Материально-техническое обеспечение
Для ведения проектно-исследовательской деятельности с обучающимися в
рамках реализации программы необходима лаборатория охраны окружающей
среды, которая обеспечивает условия для выполнения практических,
лабораторных и других работ с обучающимися.
В лаборатории должно быть специальное оборудование, позволяющее
проводить исследования и практические работы:
 дистиллятор;
 микроскопы световые и цифровые;
 электронные аналитические весы;
 лабораторная посуда;
 фотоаппарат с возможностью видеосъемки.
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения
осуществляются:
7. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 Начальный (входной) контроль проводится с целью определения
уровня развития обучающихся.
 Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения

 обучающимися учебного материала.
 Промежуточный контроль проводится с целью определения
результатов обучения.
 Итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня
 развития обучающихся, их творческих способностей.
 Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. ГИА по биологии 9 класс М. Бином
Лаборатория знаний 2011год.
2. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко,
С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и
поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. –
М.: Дрофа, 1999.-432 с.
4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н.
Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2014
5. ГИА 2021. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо,
2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».