6. ОРКСЭ 1

Мельников
Алексей
Александрович

Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131, SNILS=02721521413, C=RU,
S=66 Свердловская область, L=г. Кушва,
G=Алексей Александрович, SN=Мельников,
CN=Мельников Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.07 13:32:47+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

Приложение к приказу МАОУ СОШ
№3 от 31.08.2022г. №135 «О
внесении изменений в основные
общеобразовательные программы основные образовательные
программы начального общего
образования, основного общего
образования»

Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики»

4 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики
понимать значение нравственных Планируемые результаты
норм и
освоения предметной области
ценностей для достойной жизни «Основы религиозных культур
личности, семьи,
и светской этики» включают
общества;
общие результаты по
- поступать в соответствии с предметной области
нравственными
(учебному предмету) и
принципами,
основанными
на результаты по каждому
свободе совести и
учебному модулю с учетом
вероисповедания,
духовных содержания примерных
традициях народов
рабочих программ по Основам
России,
общепринятых
в православной культуры,
российском обществе
Основам исламской культуры,
нравственных нормах и ценностях; Основам буддийской
- осознавать ценность человеческой культуры, Основам иудейской
жизни,
культуры, Основам мировых
необходимость
стремления
к религиозных культур,
нравственному
Основам светской этики.
совершенствованию и духовному
развитию;
развивать
первоначальные
представления о
традиционных религиях народов
России
(православии, исламе, буддизме,
иудаизме), их роли
в
культуре,
истории
и
современности, становлении
российской
государственности,
российской светской
(гражданской) этике, основанной на

1) готовность к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными
нормами светской и
религиозной морали,
понимание их значения в
выстраивании
конструктивных отношений
в семье и обществе;
3) понимание значения
нравственности, веры и
религии в жизни человека и
общества;
4) формирование
первоначальных
представлений о светской
этике, о традиционных
религиях,
их роли
в
культуре,
истории и современности
России;
5) первоначальные
представления об
исторической роли
традиционных религий в
становлении
российской
государственности;
6) становление внутренней
установки личности

Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенство
ванию.
Формирование
первоначальных
представлений о
светской этике, об
отечественных
традиционных
религиях, их роли
в
культуре,
истории
и
современности
России

конституционных
обязанностях,
правах и свободах
человека
и
гражданина
в
Российской Федерации;
- ориентироваться в вопросах
нравственного выбора
на внутреннюю установку личности
поступать
согласно своей совести;

поступать согласно своей
совести; воспитание
нравственности,
основанной
на свободе совести
и вероисповедания,
духовных
традициях
народов
России;
7) осознание ценности
человеческой жизни.

2. Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и
содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её
ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности
мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы.
Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской
культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религи
мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая
мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности,
идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс (УМК «Просвещение», А.И. Шемшурина)
№

Тема урока

Тип урока

1

Этика - наука о
нравственной
жизни человека

Урок
изучения
новых
знаний

КолПланируемые результаты
во
часо предметные
личностные
метапредметные
в
1
знакомство с
развитие
овладение
основными
этических
способностью
нормами
чувств
как принимать и
светской
регулятора
сохранять цели
морали, поморального
и задачи
нимание их
поведения;
учебной
значения в
воспитание
деятельности,
выстраивании
доброжелатель поиска средств
конструктивных ности
и её
отношений в
эмоционально- осуществления;

Характеристика
деятельности
учащихся

Формы
контроля

Вести
учебный,
социокультурный
диалог.
Аргументировать
свою точку зрения.
Применять
полученные знания
в жизни.

Творческая
работа
«Составление
предложений
со словами
этика,
нравственнос
ть»

Дата
проведения
план фактич

семье и
обществе

2

Добрым жить
на белом свете
веселей

Урок
сообщени
я нового
материала

1

становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно своей
совести

3

Правила
общения для
всех

Комбинир
ованный
урок

1

знакомство с
основными
нормами
светской
морали, понимание их
значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в
семье и
обществе

нравственной
освоение
отзывчивости,
способов
понимания
и решения
сопереживания проблем
творческого и
поискового
характера
Этика общения. 4 часа
развитие
использование
этических
различных
чувств,
способов поиска
доброжелатель (в справочности и
ных источниках
эмоционально- и открытом
нравственной
учебном
отзывчивости,
информационно
других людей и м
сопереживания пространстве
им
сети Интернет)
развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из

готовность
слушать
собеседника и
вести диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных
точек зрения и
права каждого
иметь свою

Вести учебный,
социокультурный
диалог. Определять
понятия добра и
зла. Сопоставлять
проявления добра и
зла. Составлять
небольшой текстрассуждение на
темы добра и зла

Творческая
работа
«Составление
предложений
со словами
добро,
доброта,
этический.»

Объяснять значение
изучаемых понятий.
Определять
основные
характеристики
общения.
Анализировать
особенности
общения на основе
золотого правила
нравственности.
Аргументировать
свою позицию

Коллективная
рефлексия,
предусмотрен
ная в
электронном
сопровожден
ии к уроку.

4

От добрых
правил –
добрые слова и
поступки

Комбинир
ованный
урок

1

готовность
к
нравственному
духовному
саморазвитию

5

Каждый
интересен

Изучение
нового

1

формирование
первоначальных
представлений о
светской этике,
её роли в
культуре России

спорных
ситуаций.
принятие и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и
культуре
других народов

осуществлять
взаимный
контроль в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих

определение
общей цели и
путей её
достижения;
формирование
умения
договариваться
о
распределении
функций и
ролей в
совместной
деятельности

Различать
проявления добра и
зла. Осмысливать с
этих позиций своё
поведение и
поведение
окружающих.
Осознавать с
позиции
нравственности
свои поступки.
Характеризовать
примеры добрых
правил. Уметь вести
диалог о значении
добрых слов и
поступков
Определять
особенности
индивидуального
проявления
окружающих.
Находить нужные
слова при общении
с
другими.
Осознанно
определять
значение
моральных норм во
взаимодействии
людей.
С

Самостоятель
ная работа
«Выписать 23
предложения,
которые
показались
особенно
важными»

Самостоятель
ная работа
«Найти в
тексте
определения
моральных
норм,
морали»

пониманием
отвечать на учебные
вопросы
разных
типов
6

Премудрости
этикета

Урок
изучения
нового

1

готовность
к
нравственному
духовному
саморазвитию

7

Красота этикета Изучение
нового

1

формирование
первоначальных
представлений о
светской этике,
её роли в
культуре России

Этикет. 4 часа
развитие
овладение
самостоятельно способностью
сти и личной
принимать и
ответственност сохранять цели
и за свои
и задачи
поступки, в том учебной
числе в
деятельности,
информационн поиска средств
ой
её
деятельности,
осуществления
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им

формирование
умений
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и

Уметь
охарактеризовать
правила
этикета.
Осознанно
соблюдать правила
этикета.
Вырабатывать
в
поведении
соответствие
правилам этикета.

Самостоятель
ная работа
«Составить
план
статьи»

Обозначать
сущность понятия
«этикет».
Обосновывать
необходимость
соблюдения правил
этикета.
Накапливать знания
по
правилам
этикета,
уметь
аргументировать их

Составить
правила
поведения в
общественны
х местах

условиями её
реализации

значение и смысл

8

Простые
Изучение
школьные и
нового
домашние
правила этикета

1

знакомство с
основными
нормами
светской
морали,
понимание их
значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в
семье и
обществе

развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из
спорных
ситуаций

освоение
начальных форм
познавательной
и личностной
рефлексии

Знать
основные
правила
этикета.
Уметь обосновать
необходимость
соблюдения правил
этикета в школе и
дома, обозначать их
перечень.
Осознанно
комментировать
текст учебника

Составить
правила
поведения в
гостях, в
школьной
столовой

9

Чистый ручеек
нашей речи

1

готовность
к
нравственному
духовному
саморазвитию

формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и
культуре
других народов

определение
общей цели и
путей её
достижения;
формирование
умения
договариваться
о
распределении
функций и
ролей в
совместной
деятельности

Осознавать
значение понятия
«речь». Видеть и
выражать
многогранность
взаимосвязи
понятий «речь» и
«речка».
Характеризовать
образную
выразительность
слова. Использовать
ключевые понятия
урока в собственной

Составить
рассказблагодарност
ь своему
соседу по
парте

Урокпрактикум

устной
и
письменной речи.
Составлять
небольшой рассказ,
используя образные
речевые средства
10 В развитии
добрых чувств
— творение
души

Комбинир
ованный
урок

1

11 Природа –
волшебные
двери к добру и
доверию

Урокпутешеств
ие

1

Этика человеческих отношений. 4 часа
воспитание
развитие
готовность
нравственности, самостоятельно слушать
основанной на
сти и личной
собеседника и
свободе совести ответственност вести диалог
и
и за свои
вероисповедани поступки, в том
я, духовных
числе в
традициях
информационн
народов России; ой
осознание
деятельности,
ценности
на основе
человеческой
представлений
жизни
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе совести

принятие и
освоение
социальной
роли

осуществлять
взаимный
контроль в
совместной

Объяснять, в чём
этическая
и
эмоциональная
основа
понятия
«душа».
Использовать
индивидуальные
знания
по
предметам
«Окружающий
мир»
и
«Литературное
чтение»
для
объяснения данного
понятия. Осознанно
характеризовать
понятия
«духовность»,
«душевность».
Соотносить понятия
«душа»,
«духовность»
Определять
смысловое значение
понятия
«справедливость».

Коллективная
рефлексия,
предусмотрен
ная в
электронном
сопровожден
ии к уроку

Самостоятель
ная работа
«Составить
план

12 Чувство
Родины

Комбинир
ованный
урок

1

и
вероисповедани
я, духовных
традициях
народов России

обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе совести
и
вероисповедани
я, духовных
традициях
народов России

формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и
культуре
других народов

определение
общей цели и
путей её
достижения;
формирование
умения
договариваться
о
распределении
функций и
ролей в
совместной
деятельности

Иллюстрировать
примеры
значимости
природы в жизни
человека из личного
опыта и опыта
других
людей.
Осознавать
взаимосвязь
природы и жизни
человека,
аргументировать
свои высказывания
Объяснять
смысловую основу
понятий
«род»,
«Родина».
Осознанно
определять,
что
значит
быть
патриотом.
Анализировать
текст учебника в
соответствии
с
изучаемыми
понятиями.
Составлять
небольшой текстрассуждение
на
тему
родины,
патриотизма.
Находить
в
литературе

статьи»

Самостоятель
ная работа
«Составить
несколько
предложений
о подвигах
русских
богатырей
или рыцарей»

13 Жизнь
протекает с
людьми

14 Чтобы быть
коллективом

Урокпрактикум

Изучение
нового

1

1

знакомство с
основными
нормами
светской
морали, понимание их
значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в
семье и
обществе

развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и за свои
поступки, в том
числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе

готовность
слушать
собеседника и
вести диалог

Этика отношений в коллективе. 4 часа
знакомство с
принятие и
осуществлять
основными
освоение
взаимный
нормами
социальной
контроль в
светской
роли
совместной
морали, пообучающегося, деятельности,
нимание их
развитие
адекватно
значения в
мотивов
оценивать

иллюстрации
обсуждаемых
понятий
Понимать значение
понятия
«человечности».
Осознанно
аргументировать
влияние
взаимодействий с
людьми
на
нравственный рост
человека.
Расширять знания,
дополненные
другими учебными
предметами,
обогащённые
личным опытом и
опытом людей, в
определении
изучаемых понятий.
Осознанно
комментировать
текст учебника
Анализировать
особенности
коллектива.
Объяснять
соотношение
понятий
«коллектив»

Словарный
диктант по
содержанию
уроков.

Записать 2-3
предложения
о коллективе

и

выстраивании
конструктивных
отношений в
семье и
обществе

учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

собственное
поведение и
поведение
окружающих

15 Коллектив
начинается с
меня

Урок
изучения
нового

1

готовность
к
нравственному
духовному
саморазвитию

формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
истории и
культуре
других народов

определение
общей цели и
путей её
достижения;
формирование
умения
договариваться
о
распределении
функций и
ролей в
совместной
деятельности

16 Мой класс —
мои друзья

Урокпрактикум

1

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе совести
и
вероисповедани
я, духовных
традициях

развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и за свои
поступки, в том
числе в
информационн

готовность
признавать
возможность
существования
различных
точек зрения и
права каждого
иметь свою,

«личность».
Приводить примеры
взаимодействия
коллектива
и
личности
из
собственного опыта
и материала других
предметов
Осознавать понятия
«индивидуальность
»,
«дружба»,
«уважение».
Анализировать
возможности
улучшения
отношений
в
коллективе. Уметь
вырабатывать
правила для себя и
для
других.
Аргументированно
объяснять,
что
значит
быть
единомышленником
в коллективе
Умение
понять
состояние другого
человека. Разумно, с
пониманием
реагировать
на
состояние другого
человека.
Осознавать

Назвать и
записать
пословицы о
дружбе,
товарищах

Словарный
диктант по
содержанию
уроков.

народов России

17 Ежели
Урокдушевны вы и к практикум
этике не глухи

1

18 Жизнь
священна

1

Урок
изучения
нового

формирование
первоначальных
представлений о
светской этике,
её роли в
культуре
России;
становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно своей
совести

ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе

излагать своё
мнение и
аргументироват
ь свою точку
зрения

развитие
готовность
самостоятельно слушать
сти и личной
собеседника и
ответственност вести диалог
и за свои
поступки, в том
числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе
Простые нравственные истины. 4 часа
воспитание
развитие
готовность
нравственности, самостоятельно признавать
основанной на
сти и личной
возможность
свободе совести ответственност существования
и
и за свои
различных

значение семьи для
человека, общества
и
государства.
Стремиться
корректировать своё
поведение
в
процессе
преодоления обид
Осознавать
значение золотого
правила
этики.
Размышлять
о
причинах
появления золотого
правила этики и его
применении.
Объяснять
сущность
и
содержание
общечеловеческих
ценностей.
Аргументировать
свою точку зрения

Самостоятель
ная работа
«Выписать из
пособия
компоненты
нравственног
о
поступка»

Уметь размышлять
о том, какую роль
играют
духовные
ценности в жизни
человека.

Записать 2-3
предложения
о
потребностях

вероисповедани
я, духовных
традициях
народов России

19 Человек рожден
для добра
Комбинир
ованный

1

осознание
ценности
человеческой
жизни

поступки, в том
числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе
развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из
спорных
ситуаций

точек зрения и
права каждого
иметь свою,
излагать своё
мнение и
аргументироват
ь свою точку
зрения

Аргументировать
свою точку зрения.
Использовать
ключевые понятия
урока в собственной
устной
и
письменной речи

освоение
начальных форм
познавательной
и личностной
рефлексии

Характеризовать
понятия
«бескорыстность»,
«доброта»,
«совесть».
Объяснять
смысл
сказок и народных
пословиц,
связь
между
ними.
Понимать
необходимость
осознанного
отношения
к
собственным
поступкам.
Аргументировать
свою точку зрения.
Составлять
небольшой текстрассуждение
на
тему
добра
и

Назвать и
записать
пословицы о
добре

20 Милосердие —
закон жизни

урок
сообщени
я нового
материала

1

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе совести
и
вероисповедани
я, духовных
традициях
народов России

21 Жить во благо
себе и другим

Комбинир
ованный

1

осознание
ценности
человеческой
жизни

22 Следовать

Урок-

1

готовность

принятие и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

осуществлять
взаимный
контроль в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих

развитие
готовность
самостоятельно слушать
сти и личной
собеседника и
ответственност вести диалог
и за свои
поступки, в том
числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе
Душа обязана трудиться. 4 часа
развитие
использование

бескорыстия
Объяснять значение
понятий
«сочувствие»
и
«сопереживание»,
«сострадание»
и
«милосердие».
Осознанно
аргументировать
роль совести как
внутреннего
регулятора
человеческого
поведения.
Анализировать
конфликтную
ситуацию,
обозначая
возможные способы
выхода
из
неё.
Доброжелательно
взаимодействовать
с людьми любой
национальности.
Осознанно
следовать правилам
тактичного
поведения.
Применять
усвоенные знания в
общении

Составить
предложения
с понятиями
«сочувствие»
и
«сопереживан
ие»,
«сострадание
»
и
«милосердие»

Продолжить
предложения
на с.97
учебника

Устанавливать связь Самостоятель

нравственной
установке

практикум

к
нравственному
духовному
саморазвитию

этических
чувств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им

различных
способов поиска
(в справочных источниках
и открытом
учебном
информационно
м
пространстве
сети Интернет)

23 Достойно жить
среди людей

Комбинир
ованный

1

становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно своей
совести

принятие и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

осуществлять
взаимный
контроль в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих

24 Уметь понять и

Урок

1

готовность

развитие

готовность

между намерением
и
поступком.
Осознанно
раскрывать
суть
понятия
«нравственная
установка».
Сопоставлять
понятия
«нравственная
установка»,
«нравственные
усилия».
Аргументировать
свою точку зрения.
Обосновывать
значение понятий
«достоинство»,
«бескорыстие»,
«гуманность».
Анализировать свои
поступки, чувства,
помыслы.
Осознавать
необходимость
соблюдения норм
этикета.
Совершенствовать
умения в области
коммуникации.
Аргументировать
свои рассуждения
Чётко представлять,

ная работа
«Выписать из
пособия пять
компонентов
нравственног
о
поступка»

Закончить
предложения
на с.109
задание 1

Самостоятель

простить

сообщени
я нового
материала

25 Простая этика
поступков

Комбинир
ованный
урок

к
нравственному
духовному
саморазвитию

1

становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно своей
совести

самостоятельно
сти и личной
ответственност
и за свои
поступки, в том
числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и свободе
развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания
им

слушать
собеседника и
вести диалог

что
такое
понимание,
гармония,
прощение.
Составлять
небольшой текстрассуждение
на
заданную
тему.
Контролировать
свои поступки и
высказывания.
Соотносить
своё
поведение с опытом
поколений

ная работа
«Составить
план
статьи из
пособия»

использование
различных
способов поиска
(в справочных источниках
и открытом
учебном
информационно
м
пространстве
сети Интернет)

Аргументированно
объяснять,
что
означает
нравственный
выбор.
Совершенствовать
умения в области
общения.
Корректировать
свои высказывания
и
поведение
с
учётом
этики
поступков.
Проявлять
терпимость
и
дружелюбие
при
взаимодействии с

Самостоятель
ная работа
«Выписать из
текста
пособия, что
предполагает
свободный
выбор»

26 Общение и
источники
преодоления
обид

Урок
изучение
нового

1

27 Ростки
нравственного
опыта
поведения

Урок
изучения
нового

1

окружающими
Посеешь поступок — пожнешь характер. 4 часа
готовность
развитие
освоение
Комментировать
к
навыков
начальных форм основное
нравственному
сотрудничества познавательной содержание урока и
духовному
со взрослыми и и личностной
его
важнейшие
саморазвитию
сверстниками в рефлексии
понятия. Отвечать
разных
на
учебные
социальных
вопросы.
ситуациях,
Систематизировать
умения не
и
обобщать
создавать
полученные знания.
конфликтов и
Делать
выводы.
находить
Адекватно
выходы из
использовать
спорных
полученные знания
ситуаций
в практике общения
становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно своей
совести

принятие и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла учения

осуществлять
взаимный
контроль в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих

Объяснять понятие
«нравственность».
Систематизировать
и
обобщать
полученные знания.
Анализировать
и
сопоставлять
факты.
Находить
аналогии.
Соотносить
моральнонравственные
проблемы
с
анализом личного
опыта поведения.

Самостоятель
ная работа
«Выписать из
текста
пособия, что
предполагает
свободный
выбор»

Самостоятель
ная работа
«Выписать 23
предложения,
которые
показались
особенно
важными»

28 Доброте
сопутствует
терпение

Комбинир
ованный

1

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе совести
и
вероисповедани
я, духовных
традициях
народов России

29 Действия с
приставкой
«со» — вместе

Урок
изучения
нового

1

знакомство с
основными
нормами
светской
морали, понимание их
значения в
выстраивании
конструктивных
отношений в
семье и
обществе;

развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях,
умения не
создавать
конфликтов и
находить
выходы из
спорных
ситуаций
развитие
самостоятельно
сти и личной
ответственност
и за свои
поступки, в том
числе в
информационн
ой
деятельности,
на основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости

Аргументировать
свои рассуждения
освоение
Осознанно
начальных форм раскрывать
суть
познавательной понятий
и личностной
«терпение»,
рефлексии
«терпимость»,
«деликатность».
Соотносить
свои
представления
с
опытом поведения
других
людей.
Анализировать своё
поведение
и
высказывания.
Обобщать
полученные знания
готовность
Систематизировать
слушать
и
обобщать
собеседника и
этические знания.
вести диалог
Анализировать
и
сопоставлять факты
поведения человека.
Находить аналогии.
Рассуждать
на
морально-этические
темы. Соотносить
моральнонравственные
проблемы с личным
опытом

Коллективная
рефлексия,
предусмотрен
ная в
электронном
сопровожден
ии к уроку

Самостоятель
ная работа
«Выписать из
пособия
основные
особенности
морали как
вида духовнонравственной
культуры»

и свободе
Судьба и Родина едины. 4 часа
развитие
использование
этических
различных
чувств,
способов поиска
доброжелатель (в справочности и
ных источниках
эмоционально- и открытом
нравственной
учебном
отзывчивости,
информационно
других людей и м
сопереживания пространстве
им
сети Интернет)

30 С чего
начинается
Родина…

Урокпрактикум

1

воспитание
нравственности,
основанной на
свободе совести
и
вероисповедани
я, духовных
традициях
народов России

31 В тебе
рождается
патриот и
гражданин

Комбинир
ованный
урок

1

готовность
к
нравственному
духовному
саморазвитию

развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях

32 Человек —
чело века

Комбинир
ованный
урок

1

готовность
к
нравственному
духовному
саморазвитию

развитие
этических
чувств,
доброжелатель
ности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости,
других людей и
сопереживания

Соотносить понятия
«Родина»,
«Отечество».
Осознанно
анализировать
изучаемые понятия.
Находить аналогии.
Вырабатывать
умение, рассуждать
на
моральноэтические темы и
делать выводы.
освоение
Осознанно
способов
раскрывать понятия
решения
«патриот»,
проблем
«патриотизм»,
творческого и
«гражданин»,
поискового
«гражданственност
характера
ь».
Выделять
главное в тексте
учебника.
использование
Сравнивать чувство
различных
любви к Родине и
способов поиска матери. Выделять
(в справочобщее и различия.
ных источниках Аргументировать
и открытом
свои высказывания.
учебном
Объяснять,
что
информационно значит
быть
м
защитником
пространстве
Отечества

Назвать и
записать
пословицы о
Родине

Составить
предложения
с понятиями
«патриот»,
«патриотизм»
,
«гражданин»,
«гражданстве
нность».
Чтение
стихов о
Родине, о
родителях

33 Слово,
обращённое к
себе

Урокпутешеств
ие

1

им
формирование
развитие
первоначальных навыков
представлений о сотрудничества
светской этике, со взрослыми и
её роли в
сверстниками в
культуре
разных
России;
социальных
становление
ситуациях,
внутренней
умения не
установки
создавать
личности
конфликтов и
поступать
находить
согласно своей
выходы из
совести
спорных
ситуаций

сети Интернет)
освоение
начальных форм
познавательной
и личностной
рефлексии

Обобщать знания, Защита
полученные
при проектов
изучении
курса.
Применять
на
практике
полученные знания.
Уметь планировать
свою
работу.
Подводить её итоги,
представлять
результаты.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
На уроках по данному курсу предлагаем использоватьтехнологию критического мышления. В чем специфика образовательной
технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях
взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов,осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены
таким образом, что преподаватель может быть максимальногибким и аутентичным в каждой учебной ситуации. В-третьих, стратегии
технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Важно подчеркнуть, что данная технология очень удачно соответствует новой парадигме нашего образования: переходу к
деятельностному подходу в обучении. Она «оживляет» процесс обучения, заставляет учащихся активновключаться в познавательную
деятельность, работать с разными видами информации, а также способствует развитиюпредметных и метапредметных умений и навыков,
имеетогромные возможности в развитии коммуникативных компетенций учащихся. Работать по этой технологии одинаково интересно и
учителю и ученикам.
Выделяются три основных стадии:

Первый этап — фаза вызова. Здесь происходит актуализация знаний, пробуждение интереса к теме, определениецели изучения
конкретного материала. Задача первой стадии —заинтересовать учащегося, создать ассоциации поизучаемому вопросу, мотивировать его.
Этого можно достичь вовлечением учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений или путем формулировкивопроса
высокого уровня, организации работы в учебныхгруппах. Это особенно будет актуально на уроках, которыепосвящены этическим
проблемам.
Второй этап — осмысление новой информации, критическое чтение и письмо. На второй стадии идет работа непосредственно с
информацией. Ученик должен воспринятьинформацию, усвоить ее. Приемы и методы технологиикритического мышления позволяют
сохранять активностьученика в течение всего урока, делают чтение нового материала осмысленным.
Третий этап — рефлексия. Рефлексия в данном случаепонимается как «встраивание» нового опыта, новых знанийв систему
личностных смыслов. Третья фаза направлена нато, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для
этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал, обобщить его,творчески переработать.
Приёмы технологии критического мышления,которые могут применяться на уроках
по данному курсу«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
Стадия использования: Вызов
«Инсерт»
Чтение текста с пометками.
Значки могут ставится как в таблице, так и при чтениина полях.
Стадия использования: Осмысление.
Заполнение таблицы:
Знаю Хочу узнать Узнал
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственныезнания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На
протяжении изучения темы заполняетсятретья колонка/ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме.
Стадия использования: Осмысление.
«Свободное письмо»
Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Этоможет быть эссе.
Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.

Стадия использования: Рефлексия.
«Синквейн»
Стадия использования: Рефлексия.
Чтение с остановками
1. Простые вопросы (фактические)
2. Уточняющие вопросы (ты так считаешь? то есть тысказал...)
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы (почему?).
4. Творческие.
5. Оценочные (выяснение критериев оценки тех илииных событий, явлений, фактов:«Чем что-то отличается от того-то?»)
6. Практические (вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой:«Как поступили бына месте героя?», «где в
обычной жизни...?»).
Стадия использования: Осмысление.
«Кластер» — гроздь винограда
Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2.
1 этап — мозговой штурм (идеи).
2 этап — систематизация, оформление в кластер.
3 этап — нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера
Стадия использования: Осмысление и рефлексия
«Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Вопросы, требующие одно+ Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных
словного ответа, вопросы
знаний, умения анализировать.
репродуктивного плана.
Дайте три объяснения, почему...?
Кто?
Объясните почему...?
Что?
Почему вы думаете ...?
Когда?
Почему вы считаете ...?

Как звать ...?
В чём различие ...?
Было ли ...?
Стадия использования: Осмысление и рефлексия.
«Двухчастный дневник» Стадия использования: Осмысление.
Взаимоопрос
1. Чтение текста в парах по одной части.
2. Роли ученика и учителя меняются.
3. Учащиеся ставят «толстые» и «тонкие» вопросы по
прочитанному друг другу.
4. Вопросы записываются.
5. Лучшие вопросы задаются классу.
Стадия использования: Осмысление.
1. ГЛОССАРИЙ
А
Авраам — согласно Библии родоначальник еврейскогонарода, первый из трёх патриархов. Повествование о жизниАвраама содержится в
книге Бытия.
Адам — первый человек и прародитель человеческогорода. После грехопадения Адам и его жена Ева были изгнаны из Рая.
Алтарь — возвышение (природное или искусственносделанное), на котором приносились жертвы богам. В христианской Церкви термин
«алтарь» имеет два значения.
1. На славянском Востоке алтарём называют восточнуючасть храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для
священнослужителей и обычно отделённую отсредней части храма иконостасом. В алтарной части храманаходится престол в виде
равностороннего прямоугольника, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится
часть свяили особый стол для совершения проскомидии.
2. На Западеалтарём называется сам престол, на котором совершаетсяЕвхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится,
именуется пресвитерием. Часто алтарём называетсятакже алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или
композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная
над престолом.
Ангелы — вестники, посланники. По учению иудаизмаи христианской Церкви, ангелы — это бесплотные создания, выражающие волю Бога
и являющиеся посредникамимежду Богом и людьми. Ангелы в исламе — это существа, сотворённые из света, слуги и вестники Аллаха.
Ангелы обладают нечеловеческими умениями и возможностями.
Апостолы — ближайшие ученики и последователиИисуса Христа.
Б

Библия — (греч.«Книги») — общее название для священных текстов иудаизма и христианства. Собрание древних текстов, созданных на
Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. — II в. н. э.). Является Священным Писанием для иудаизма, христианства и
ислама, однако канонизирована она только в первых двух из них.
Богоридица(Дева Мария) — Мать Иисуса Христа.
Будда (санскр. «просветлённый») — основоположникбуддизма. Имя Б. обычно отождествляется с царевичемСиддхартхой Гаутамой
Шакьямуни, жившим, согласнобуддийской традиции, в VII—VI вв., а по научным данным —в VI—V вв. до н. э. Согласно источникам, Б.
был сыном царяШуддходаны, правителя небольшого государства народашакьев в северо_восточной части Индии (территория современного
Непала). В возрасте 35 лет Сиддхартха достиг просветления, т.е. стал Буддой, которому открыты все законымироздания. После этого Б. в
течение 45 лет странствовалпо Индии с проповедью своего учения. Умер он в возрасте80 лет.
В
Ветхий Завет — Первая, по времени создания, частьБиблии в иудаизме называется Танах, в христианстве онаполучила название Ветхий
Завет, в отличие от «Нового».Используется также название — «еврейская Библия». Этачасть Библии представляет собой собрание книг,
написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры иотобранных в качестве священных из прочей литературыдревнееврейскими
законоучителями. Эта часть Библии является общим Священным Писанием как для иудаизма, таки для христианства.
Д
Давид — второй царь Израиля, перевёз Ковчег Завета вИерусалим, что сделало Иерусалим столицей северного июжного царств. Согласно
традиционным представлениямиз рода Давида выйдет миссия.
Далай-лама — титул светского и духовного владыки тибетского народа.
Догмат — положение веры, принятое за откровенную истину. В отличие от аксиомы в математике, он не может бытьпринят или установлен
произвольно: догмат принимается изакрепляется высшим духовенством конкретной религии
Духовенство — собирательный термин для обозначенияобщественного сословия, социальной прослойки, лиц илисоциальной группы,
состоящей из профессиональных служителей той или иной религии. Белым духовенством называется женатое духовенство Православной
церкви, чёрнымдуховенством — неженатое (монашествующее) духовенствоПравославной церкви.
Духовность — в самом общем смысле — совокупностьпроявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в
публицистике «духовностью» частоназывают объединяющие начала общества, выражаемые ввиде моральных ценностей и традиций,
сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, атакже в художественных образах искусства. В рамках такого
подхода проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности
осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Дьякон (служитель) — так называются лица, проходящие церковное служение на первой, низшей степени священства.
Е

Евангелие (греч. — «благая весть») — жизнеописаниеИисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве (и, в меньшей
степени, в исламе), в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, егорождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и
вознесении.
Евхаристия (благодарение), святое причастие — главнейшее, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями Таинство, при
котором верующие христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа, ичерез этот акт взаимной жертвенной любви
соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляетоснову главного христианского богослужения — Литургии.
Епископ (надзирающий, надсматривающий) — в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степеньсвященства, иначе
архиерей.
З
Заповеди — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисеюна горе Синай на
пятидесятый день после Исхода из Египта.
И
Иисус Христос — основатель христианства, согласноучению христианской Церкви, воплотившийся Сын Бога,Спаситель человечества.
Распятый на кресте, Иисус, согласно христианскому учению, воскрес и вознёсся в Царствие небесное.
Икона — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий
священной или церковной истории,являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого догматом Седьмого
Вселенского собора 787 г.
Иконостас — преграда, разделяющая алтарь и среднюючасть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.Число ярусов бывает от трёх
до пяти. В середине нижнегояруса находятся Царские Врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или
праздника,которым посвящён храм; слева от врат расположены иконаБогородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда собеих сторон
(в небольших храмах и приделах только с одной) расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвёртый —
иконуБогородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящихпророков. Верхний, пятый ярус — икону Троицы и иконыпредстоящих
ветхозаветных праведников и праотцев. Завершается иконостас распятием.
Иоанн Креститель (Предтеча) — согласно Евангелиям,ближайший предшественник Иисуса Христа, возвещавший его приход. Обличал
господствовавшие пороки и призывал к покаянию и духовному обновлению, употребляядля этого внешний знак — погружение в воду.
Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-закозней иудейской царевны Саломеи. В христианских представлениях
является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии.
Исповедь — таинство исповеди или таинство покаяния —это таинство, в котором верующий исповедует свои грехиБогу в присутствии
священника и получает через священника прощение своих грехов от самого Господа ИисусаХриста. Спаситель Иисус Христос дал своим
ученикам (ачерез них и Церкви) власть отпускать грехи. Исповедь —неотъемлемая часть жизни христианина.

К
Карма — материальная деятельность и её последствия вдхармических религиях. Является одним из центральныхпонятий в философии
индуизма, джайнизма, сикхизма ибуддизма. Лежит в основе причинно-следственного ряда,называемого сансарой.
Ковчег Завета — величайшая святыня еврейского народа, ковчег, в котором, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с
Десятью заповедями. Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде.
Коран — Священное Писание мусульман, которое, какони верят, полностью состоит из Его слов. Коран представляет собой точную копию
Книги, хранящейся под ТрономАллаха, переданную Мухаммаду и всем людям через посредство ангела Джибраиля (Гавриила). Состоит из
сур («глав») иайатов(«стихов»). Коран служит основой мусульманскогозаконодательства, как религиозного, так и гражданского.
Крещение — одно из первых семи христианских таинств, признаётся всеми христианскими вероисповеданиями. После крещения человек
становится членом Церкви.Обряд состоит либо в троекратном погружении человека вводу (либо в обливании крещаемого при отсутствии
возможности погружения), с произношением священником установленных молитв и обязательно слов: «Крещается раб Божийво имя Отца
аминь, и Сына аминь, и Святаго Духа, аминь».
Курбан-байрам — исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламскоголунного календаря
(зуль_хидж) и через 70 дней после праздника Рамазан. Это праздник жертвоприношения, посколькув последний день хаджа паломники
приносят в жертву домашний скот в память о том, как Авраам готов был принести
в жертву Богу своего сына. В дни этого праздника принятопосещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать
новую одежду, устраивать обильныеугощения, дарить подарки, щедро раздавать милостыню.
Л
Ладан — одно из наиболее древних благовоний.
Лама (тиб. «высший») — учитель-наставник в тибетском буддизме.
Литургия — главнейшее христианское богослужение,в котором совершается таинство Евхаристии.
М
Мечеть (от араб.масджид— «место, где преклоняютсяниц») — специальное культовое сооружение, предназначенное для совершения
мусульманской молитвы. Как правило,имеет башню (минарет), с которой особый служитель возвещает призыв на молитву, михраб— нишу,
указывающуюнаправление на Мекку, куда надо обращаться при молитве, иминбар— возвышение в молитвенном зале, с которогоимам
произносит проповедь по пятницам.
Минар т — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзинпризывает верующих на
молитву. Минарет ставится рядомдва основных типа минаретов: четырехгранные (СевернаяАфрика) и круглоствольные (Ближний и
Средний Восток).
Митрополит — первый по древности епископский титулв Церкви. Первоначально был епископом христианскойцеркви, резиденция
которого находилась в главном городе,или метрополии, провинции Римской империи. В РусскойПравославной Церкви все российские
иерархи — правящиеархиереи — по своим административным и судебным правам равны; митрополиты отличаются от епископов и

архиепископов только преимуществами чести. В латинском обряде католической церкви митрополитом называется главацерковной
провинции, состоящей из епархий и архиепархий.
Моисей (XIII в. до н.э.) — законодатель, пророк, основоположник иудаизма. Согласно Библии Моисея в трехмесячном возрасте нашла в
камышах дочь египетского фараона ивоспитала его. Моисей освободил евреев из египетского плена и во время 40-летнего странствия их по
пустыне получилот Бога на горе Синай 10 заповедей, которые стали основойиудейского Закона.
Монах — также монахиня — обычно член религиознойобщины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в
рамках монашеской общины, либо водиночестве, отшельничестве.
Мощи — останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания в православии икатолицизме.
Мухаммад (ок. 570—632) — основатель ислама, пророк.Согласно мусульманской традиции Мухаммад родился в570 г. Около 595 г.
Мухаммад нанялся в качестве приказчика сопровождать в караванах товары богатой вдовы Хадиджи. Позже Хадиджа стала первой женой
Мухаммада.
Нирвана (санскр.), ниббана(пали) — в буквальномсмысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой.
Понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют
страдания,страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья».По своей сути нирвана — трансцендентное состояние не проходящего
покоя и удовлетворённости. Нирвана — разрыв вцепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый
Покой.
Новый Завет — Вторая часть христианской Библии, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия,послания Апостолов и
книгу Откровение Иоанна Богослова(Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до насна древнегреческом языке. Эта часть Библии
наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм богодухновеннойеё не считает. Новый Завет состоит из книг, принадлежащих
восьми богодухновеннымписателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде. КнигиНового Завета, как и книги Ветхого
Завета, по содержаниюраспадаются на три отдела: книги исторические — сюдапринадлежат четыре Евангелия и книга Деяний
Апостольских; книги учительные — сюда принадлежат посланияапостольские; к отделу книг пророческих принадлежиттолько одна книга
— Апокалипсис.
О
Обряды — стили богослужения, возникшие в различныхчастях христианского мира и практикуемые в различныхцерквях. Например,
Православная церковь пользуется византийским обрядом, Армянская апостольская церковь —армянским обрядом. В Католической церкви
преобладающим обрядом является латинский, но существуют и другие
так называемые восточные обряды — в том числе византийский, армянский и др.
П

Павел (I в. н.э.) — апостол, проповедовавший учениеИисуса Христа язычникам. Павлом были созданы многочисленные христианские
общины на территории МалойАзии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную
часть
Нового Завета.
Папа (от греч. — отец) — почётное звание Римского архиепископа, а также Александрийского патриарха. ПапаРимский — глава иерархии
Католической церкви, епископРима, глава государства Ватикантак называемые восточные обряды — в том числе византийский, армянский
и др.
Пасха, Светлое Христово Воскресение — древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в
честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю
переходящий праздник). Важнейший из праздников Православной церкви. В день Пасхи вспоминается Воскресение из мёртвых Господа
Иисуса Христа на третий день после Его распятия.
Патриарх (от греч. — отец, родоначальник) — в христианской Церкви высший духовный сан; почётный титул глав ряда поместных
православных церквей
Песах(по-гречески и по-русски — Пасха) — центральный еврейский праздник в память об Исходе евреев из Египта. Начинается на 15_й
день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 — вне Израиля. В течение праздника запрещено есть квасной
хлеб. Вместо него едят мацу — хлебцы, приготовленные без дрожжей. Эта традиция связана с тем, что евреи бежали из Египта в спешке и не
успели приготовить еду в дорогу. Они успели взять с собой только невскисшее тесто, из которого испекли пресные лепешки. Кульминацией
Песаха является Седер(евр. порядок) — праздничное застолье, проводимое в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда на столе имеют
символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из орехов и яблок — о глине, из которой евреи делали кирпичи
для египетских домов и т.п.
Пётр (I в. н.э.) — апостол, ученик Иисуса Христа, согласно христианской традиции, первый епископ Рима. Согласно христианскому
учению, он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, зачто удостоился наименования Камень
(Пётр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою,которую врата адовы не одолеют.
Пост — в христианской традиции время усиленного духовного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.
Существуют однодневные и многодневные посты.
Пурим— еврейский праздник, связанный с воспоминанием о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом. Об
этой истории рассказывается вбиблейской книге Эсфири. Эта книга читается в синагоге вовремя празднования Пурима, а при упоминании
имениАмана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещотками. На праздничный стол в этот деньподают особое
треугольное печенье, которое называют«ушами Амана», кроме того, принято устраивать веселыеинсценировки книги Эсфири с участием
детейинсценировки книги Эсфири с участием детей.
Р

Раввин (евр. — учитель) — в современном иудаизме звание, присваиваемое по получении высшего еврейского религиозного образования,
дающего право возглавлять общину, преподавать в религиозных учебных заведениях и бытьчленом религиозного суда. Словом
рав(буквально «большой», «великий», также «господин») в талмудический период называли законоучителей.
Рождество— один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа.
С
Сангха: (санскр., дословно «общество») — буддийскаяобщина, членами которой являются монахи (бхикшу) илимонахини (бхикшуни). В
более узком смысле — сонм существ, достигших определённой степени просветления.
Святой Дух — в христианстве третья ипостась единогоБога — Святой Троицы. Святой Дух вместе с Отцом и Сыномявляется Творцом
невидимого и видимого миров.
Святые — по учению православной и католической церкви, лица, которые вследствие своей праведной жизни, подвигов или мученичества
во славу Божию после смерти сделались заступниками и предстателями за людей пред Богом.Церковь чествует С. ежегодными
воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов.
Священник — священнослужитель, в православии и католичестве относится ко второй степени священства.
Священное Писание — религиозные иудейские и христианские книги, составляющие Библию, согласно вероучению написанные «по
внушению Бога». В иудаизме к Священному Писанию относят лишь Ветхий Завет (Танах), вхристианстве — и Ветхий, и Новый Заветы.
Роль, аналогичную Священному Писанию, в исламе играет Коран, в индуизме — Веды, в зороастризме — Авеста.
Священное Предание — второй из двух первоисточниковхристианской веры. С. П., как и Священное Писание, естьучение самого Иисуса
Христа и апостолов, преподанное имиЦеркви изустно, а позже — записанное. Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и
канонические положения, исповедуемые христианами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя
каноны,авторизованные Церковью литургические тексты, творенияОтцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.
Синагога (от греч. «собрание», евр. аналог «бет кнесет» —«дом собрания») — в иудаизме помещение, служащее местом общественного
богослужения и центром религиознойжизни общины.
Соломон — сын Давида, мудрец, царь Израиля. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен первыйИерусалимский храм —
главная святыня иудаизма. Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением в обмен на обещание, что тот не будет отклоняться от
служенияБогу. При Соломоне знак его отца Давида, шестиконечнаязвезда, стал государственной печатью.
Сочельник — день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В
сочельник установлен строгий пост.По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезетолько сочиво — вареная пшеница (или рис)
с медом, откуда и происходит название.
Суккот, Праздник кущей — один из основных праздников еврейского народа, начинается 15 числа месяца тишри(осенью) и продолжается
семь дней. В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской
пустыне.
Т

Таинства — по учению христианской Церкви, священнодействие, в котором с помощью видимого знака — воды,хлеба или вина —
невидимым образом верующим сообщается божественная благодать. Семь таинств, выделяемые католиками и православными, таковы:
1. Крещение
2. Евхаристия (причащение
3. Священство (рукоположение)
4. Исповедь (покаяние)
5. Миропомазание
6. Брак (венчание)
7. Елеосвящение (соборование)
Англикане признают три таинства — крещение, причащение и брак, лютеране — только два таинства, крещение ипричащение.
Трипитака(санскр.), Типит ка (пали) — дословно —«три корзины» — полный свод священных текстов буддизма. Название
питака(«корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых былинаписаны тексты, хранились в трёх
плетёных корзинах.
Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о троичности Бога в лице Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа.
Учение о Троице — это первый догмат, установленный Церковью в течение первых вековхристианства.
У
Ураза-байрам — мусульманский праздник разговенья вчесть окончания поста. Празднуется торжественно в месяцрамадан в течение трёх
дней. Дома в эти дни принято украшать гирляндами и лентами.
Х
Халиф (араб.халифа — «заместитель») — название самого высокого титула у мусульман. Глава мусульманскойобщины, заместитель
Мухаммада, посланника Аллаха. Носил также титул амир ал-муминин («повелитель верующих»).Сунниты считают праведными первых
четырёх халифов (АбуБакр, Умар, Усман, Али). И сунниты, и шииты признавали,что халифом может быть только представитель рода
хашим.
Ханукка— еврейский праздник, празднуется в памятьчуда, произошедшего после победы евреев в восстании против сирийского царя
Антиоха (II в. до н.э.), властвовавшегов Палестине. Восставшим удалось захватить Иерусалим, иони решили освятить Храм, осквернённый
сирийским царём. Для проведения многодневного очистительного ритуала было необходимо особое оливковое масло, но в храме удалось
найти только один сосуд, которого хватило бы на одиндень. Но, согласно преданию, свершилось чудо — заправленный маслом светильник
горел восемь дней. Поэтомупраздник, посвящённый этому событию, отмечается в течение восьми дней. В первый его день зажигают одну
свечу, вовторой — две и т.д. до восьми свечей
Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианской традиции здание,
предназначенное для совершенияв нём литургии и общественной молитвы, особо устроенное —имеющее престол и освящённое архиереем.
Храм делитсяна три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней частихрама алтарь

отделён алтарной преградой или иконостасом.Многие православные храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва
верующих на богослужения.Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти
которого является храмовым, или престольным, праздником.
Ц
Церковь: 1) организованное общество людей, соединённых единством вероучения; 2) здание для христианского богослужения, храм
Ш
Шаббат(суббота — «покоиться, прекращать деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора(Пятикнижие)
предписывает воздерживаться от работы.Этот день нужно посвящать не обыденным делам, а Богу,проводя его в молитве, изучении Писания.
Существует пространный список работ, запрещенных в субботу. Например,нельзя зажигать свет, водить машину, продавать и покупать и так
далее. Причём работать в этот день нельзя нетолько людям, но и животным. Однако традиция не толькоразрешает, но и требует нарушить
субботу ради спасенияжизни человека.
Шавуот— праздник, отмечаемый в память о дарованииТоры на Синае
Шариат — (араб.— «правильный путь») — комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, выступающихисточниками
конкретных норм и регулирующих поведениемусульман, исламский религиозный Закон. Совокупность правовых, морально-этических и
религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и
неизменное»,божественное установление; одна из конфессиональныхформ религиозного права.
Э
Этика — исследование первопричин морали. Этика —есть учение о морали и о нравственности.
Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ
Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило
многих педагогов в тупик.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагаетсябезотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям
предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих
работ учащихся и их обсуждения в классе.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины
полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления
для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое
распространение в трудах И.С. Якиманской.
Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе
овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике
фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность,
самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются
наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает
возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе,
выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по
личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и
развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который
должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для
составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор
методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет
продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) ученика. Эти же данные будут основой для
подведения результатов обучения по курсу.
2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся,
которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые
преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:
Таблица 1. Лист самооценки урока илиВсегда
группового мероприятияВ ходе
проекта я...
Предлагал новые идеи и направления
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты,
спрашивал разъяснения
Помогал группе в выборе правильных
решений
Анализировал, обобщал точки зрения,
делал выводы
Находил и исправлял ошибки
Оказывал помощь, откликался на работу
других
Преодолевал трудности, добивался
достижения результата
Осознавал ответственность за общее
дело
Стимулировал дискуссию, предлагая
различные точки зрения

Иногда

Никогда

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему
поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае
необходимости, скорректировать свой учебный план.

Таблица 2. Лист самооценки урока [Тема урока или внеклассного мероприятия]
1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. На уроке мне не
понравилось…_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Из урока мне
запомнилось…_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Мне захотелось узнать больше
о…._______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее
выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) всоответствии с принятыми
сообща критериями для каждого задания.
После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои.
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы.
Например:
активная работа на уроке — 1 балл,

выполнение домашнего задания — 2 балла,
активное участие в групповой работе — 2 балла,
выполнение творческого задания — 3 балла,
выполнение дополнительного задания — 3 балла,
составление проекта — 4 балла и т. д
Измерение самооценки учащихся
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Главные функции, которые выполняются
самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную
стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки ребенка играют его личные достижения, а также
оценки окружающих.
Среди таких методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут использоваться:
мозговой штурм;
работа по методу TASC;
концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал),
составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким
образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ); расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки
выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание); анализ артефактов и проч.
Критерии оценки
В начале темы (урока)
Я хочу узнать .. или Мне надо научиться … На уроке мне запомнилось…
Мне захотелось узнать больше о …
Листы самооценки на экскурсии, встрече с представителями религиозных традиции
Критерии оценки
Я работал в группе с …
Главные задачи экскурсии… Я увидел… Я услышал… Я узнал … Меня удивило, что… Мне нужно больше узнать о …
Мои вопросы…

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему
поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае
необходимости, скорректировать свой учебный план.
Метод тестирования.
Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной
процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Метод эссе.
Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях.
Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею
(даже на традиционном материале), высказать нестандартный взгляд на какую-либо проблему.
Исследовательский метод.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать.
Это достигается, систематическим индивидуальным подходом к организации самостоятельной деятельности учащихся.
Метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода TASC («Активное мышление в социальном контексте») в работе над проектом:
1.
«Что мне известно?»
На первом этапе происходит организация и сбор информации.
2.
«Какова задача?»
На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень
важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый
результат.
3.
«Какие есть идеи?»
Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у
них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся
собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства
работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте.
4.
«Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть
поставленной цели и решить необходимые задачи.
5.
«Делаем!»
Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие
коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения,
распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем».
6.
«Каков результат?»
На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной
презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.
7.
«Расскажем о своей работе!»
На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках
представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией,
состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект.
8.
«Чему мы научились?»
Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что
изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни.
Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC.
Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта. В ряде случаев педагог
может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать
готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение
новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.
Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта.
Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет
возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
в форме праздника с приглашением зрителей;
в форме конкурса с приглашением жюри;
в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных
действий.
В конце учебного года по данному курсу учащиеся получают сертификаты. Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ»
учащимся необходимо:
участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;
 выполнение тестовых работ, работа со словарем;
 участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ;
 участие в творческих проектах;
 участие в празднике;
 участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».