РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.
Мельников
Алексей
Александрович
Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131, SNILS=02721521413,
C=RU, S=66 Свердловская область, L=г. Кушва,
G=Алексей Александрович, SN=Мельников,
CN=Мельников Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 16:56:44+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0
УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.
Рабочая программа
учебного курса «Развитие читательской компетенции»
6-8 класс
1
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Развитие читательской компетенции»
Предмет
Выпускник научится
Предметная область «Русский язык и литература»
«Родной язык и родная литература»
Литература
Устное народное творчество
Родная (русская)
• осознанно воспринимать и понимать
литература
фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном
идеале своего и русского народов,
формирования представлений о русском
национальном характере;
• видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок и
былин, видеть черты национального
характера своего народа в героях
народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного
Выпускник получает возможность
научится
• сравнивая сказки, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно
прочитанной сказке, былине, обосновывая
свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по
пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса
разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального
характера;
• выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).
Результат освоения ОП ООО
1) осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из
основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на
основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой
культуры;
4) воспитание квалифицированного
читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и
2
чтения;
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя
сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в
своей речи характерные для народных
сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные
художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность
сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном,
устанавливать неочевидные связи между
предметами, явлениями, действиями,
отгадывая или сочиняя загадку.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX–XX
вв. Литература народов России. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное • выбирать путь анализа произведения,
произведение в единстве формы и
адекватный жанрово-родовой природе
содержания; адекватно понимать
художественного текста;
художественный текст и давать его
• дифференцировать элементы поэтики
смысловой анализ; интерпретировать
художественного текста, видеть их
прочитанное, устанавливать поле
художественную и смысловую функцию;
читательских ассоциаций, отбирать
• сопоставлять «чужие» тексты
произведения для чтения;
интерпретирующего характера,
• воспринимать художественный текст как аргументированно оценивать их;
интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать
литературные художественные
произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
3
произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и
перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение,
и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений
для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать
произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё
отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками
информации и владеть основными
способами её обработки и презентации.
• оценивать интерпретацию художественного
текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию
изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера,
реферат, проект).
2. Содержание учебного курса «Развитие читательской компетенции»
7 класс
Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение темы и подтемы специального текста
Выделение главной и второстепенной информации текста. Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых событий. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
4
Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
Критический анализ и оценка информации
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения.
Обнаружение недостоверности получаемой информации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Решение на основе текста учебно-практических задач
Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в работе
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа
Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов
8 класс
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в
тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план.
Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы,
схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
5
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в
тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста
небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы,
в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе
предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции
(алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6
3. Тематическое планирование учебного курса «Развитие читательской компетенции»
7 класс
№
Тема:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение темы и подтемы специального текста
Выделение главной и второстепенной информации текста. Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых событий. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования
определённой позиции
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
Критический анализ и оценка информации
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения.
Обнаружение недостоверности получаемой информации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Решение на основе текста учебно-практических задач
Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в работе
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа
Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов
Часы:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
8 класс
№
п/п
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме
1.
Типология текстов. Речевая
ситуация.
Применяет информацию,
извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.
2.
Функционально- стилевая
дифференциация текстов
(разговорный стиль,
художественный стиль,
официально-деловой стиль,
научный стиль).
Анализирует и
интегрирует информацию
для принятия решения
3.
Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста.
Принимает решение на
основе оценки и интерпретации
информации
4.
Осознанное чтение текстов с целью Находит и извлекает информацию из
удовлетворения интереса,
различных текстов
приобретения читательского
опыта, освоения и использования
информации.
5.
Текст, тема текста, основная
мысль, идея Способы связи
предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте.
6.
Простой, сложный, тезисный план. Оценивает информацию и
Понимание информации,
принимает решение в условиях
представленной в неявном виде.
неопределённости и
многозадачности
7.
Использование формальных
элементов текста (подзаголовки,
Плановые
сроки
прохождения
Скорректированные сроки
прохождения
Анализирует и
интегрирует информацию
для принятия решения
Оценивает информацию и
принимает решение в условиях
8
сноски) для поиска нужной
информации.
неопределённости и
многозадачности
8.
Подробный и сжатый пересказ
(устный и письменный).
9.
Вопросы по содержанию текста.
10.
Формулирование выводов,
Применяет информацию,
основанных на содержании текста. извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.
11.
Преобразование (дополнение)
Находит и извлекает информацию из
информации из сплошного текста в различных текстов
таблицу.
12.
Составление схем с опорой на
прочитанный текст.
Применяет информацию,
извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.
13.
Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных
текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.
Оценивает информацию и
принимает решение в условиях
неопределённости и
многозадачности
14.
Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Находит и извлекает информацию из
различных текстов
15.
Недостающая или избыточная
информация.
Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации
информации
16.
Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или
Находит и извлекает информацию из
различных текстов
Находит и извлекает информацию из
различных текстов
9
прослушанного текста.
17.
Соотнесение позиции автора текста Применяет информацию,
с собственной точкой зрения.
извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.
10