Развитие читательской компетентности 6-8 класс 1

РАССМОТРЕНО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от "30" августа 2022г.

Мельников
Алексей
Александрович

Подписан: Мельников Алексей Александрович
DN: E=kushva-school3@mail.ru,
INN=662001969131, SNILS=02721521413,
C=RU, S=66 Свердловская область, L=г. Кушва,
G=Алексей Александрович, SN=Мельников,
CN=Мельников Алексей Александрович
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.11 16:56:44+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 11.1.0

УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ СОШ №3
А.А. Мельниковым
Приказ №135 «01» сентября 2022г.

Рабочая программа
учебного курса «Развитие читательской компетенции»
6-8 класс

1

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Развитие читательской компетенции»
Предмет

Выпускник научится

Предметная область «Русский язык и литература»
«Родной язык и родная литература»
Литература
Устное народное творчество
Родная (русская)
• осознанно воспринимать и понимать
литература
фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном
идеале своего и русского народов,
формирования представлений о русском
национальном характере;
• видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок и
былин, видеть черты национального
характера своего народа в героях
народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного

Выпускник получает возможность
научится

• сравнивая сказки, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом
русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно
прочитанной сказке, былине, обосновывая
свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по
пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса
разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального
характера;
• выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по
принципу сходства и различия).

Результат освоения ОП ООО

1) осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из
основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной
самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка на
основе изучения выдающихся
произведений российской и мировой
культуры;
4) воспитание квалифицированного
читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного
аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и

2

чтения;
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя
сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в
своей речи характерные для народных
сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные
художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность
сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
• видеть необычное в обычном,
устанавливать неочевидные связи между
предметами, явлениями, действиями,
отгадывая или сочиняя загадку.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX–XX
вв. Литература народов России. Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное • выбирать путь анализа произведения,
произведение в единстве формы и
адекватный жанрово-родовой природе
содержания; адекватно понимать
художественного текста;
художественный текст и давать его
• дифференцировать элементы поэтики
смысловой анализ; интерпретировать
художественного текста, видеть их
прочитанное, устанавливать поле
художественную и смысловую функцию;
читательских ассоциаций, отбирать
• сопоставлять «чужие» тексты
произведения для чтения;
интерпретирующего характера,
• воспринимать художественный текст как аргументированно оценивать их;

интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать
литературные художественные
произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

3

произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и
перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение,
и на этой основе формировать
собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений
для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать
произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё
отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст
аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками
информации и владеть основными
способами её обработки и презентации.

• оценивать интерпретацию художественного
текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию
изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах
(работа исследовательского характера,
реферат, проект).

2. Содержание учебного курса «Развитие читательской компетенции»
7 класс
Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение темы и подтемы специального текста
Выделение главной и второстепенной информации текста. Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых событий. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

4

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
Критический анализ и оценка информации
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения.
Обнаружение недостоверности получаемой информации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Решение на основе текста учебно-практических задач
Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в работе
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа
Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

8 класс
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип,
стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в
тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план.
Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы,
схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
5

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в
тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста
небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы,
в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе
предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции
(алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

6

3. Тематическое планирование учебного курса «Развитие читательской компетенции»

7 класс
№

Тема:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Поиск информации и понимание текста
Определение главной темы и общей цели или назначения текста. Различение темы и подтемы специального текста
Выделение главной и второстепенной информации текста. Поиск информации, явно заданной в тексте
Выстраивание последовательности описываемых событий. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов
Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте
Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов
Преобразование и интерпретация информации
Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно
Установление связей, не высказанных в тексте напрямую. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования
определённой позиции
Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме
Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач
Критический анализ и оценка информации
Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире
Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения.
Обнаружение недостоверности получаемой информации. Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Решение на основе текста учебно-практических задач
Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа
Анализ ошибок, допущенных в работе
Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа
Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

Часы:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

8 класс
№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме

1.

Типология текстов. Речевая
ситуация.

Применяет информацию,
извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.

2.

Функционально- стилевая
дифференциация текстов
(разговорный стиль,
художественный стиль,
официально-деловой стиль,
научный стиль).

Анализирует и
интегрирует информацию
для принятия решения

3.

Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста.

Принимает решение на
основе оценки и интерпретации
информации

4.

Осознанное чтение текстов с целью Находит и извлекает информацию из
удовлетворения интереса,
различных текстов
приобретения читательского
опыта, освоения и использования
информации.

5.

Текст, тема текста, основная
мысль, идея Способы связи
предложений в тексте. Средства
связи предложений в тексте.

6.

Простой, сложный, тезисный план. Оценивает информацию и
Понимание информации,
принимает решение в условиях
представленной в неявном виде.
неопределённости и
многозадачности

7.

Использование формальных
элементов текста (подзаголовки,

Плановые
сроки
прохождения

Скорректированные сроки
прохождения

Анализирует и
интегрирует информацию
для принятия решения

Оценивает информацию и
принимает решение в условиях

8

сноски) для поиска нужной
информации.

неопределённости и
многозадачности

8.

Подробный и сжатый пересказ
(устный и письменный).

9.

Вопросы по содержанию текста.

10.

Формулирование выводов,
Применяет информацию,
основанных на содержании текста. извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.

11.

Преобразование (дополнение)
Находит и извлекает информацию из
информации из сплошного текста в различных текстов
таблицу.

12.

Составление схем с опорой на
прочитанный текст.

Применяет информацию,
извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.

13.

Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных
текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.

Оценивает информацию и
принимает решение в условиях
неопределённости и
многозадачности

14.

Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.

Находит и извлекает информацию из
различных текстов

15.

Недостающая или избыточная
информация.

Принимает решение на
основе оценки и
интерпретации
информации

16.

Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или

Находит и извлекает информацию из
различных текстов

Находит и извлекает информацию из
различных текстов

9

прослушанного текста.
17.

Соотнесение позиции автора текста Применяет информацию,
с собственной точкой зрения.
извлечённую из текста,
для решения разного рода задач.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».