Российская Федерация
КУШВИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУШВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
624300, г. Кушва, Свердловской области, ул. Строителей, 10, тел. (34344) 3-20-22, 2-83-80
РАССМОТРЕНО:
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от "28" августа 2025г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 3
___________________Н.К. Сташкова
Приказ № 203 от «01» сентября 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ. Русский.»
для обучающихся 9 классов
Кушва 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9
класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012
государственного образовательного стандарта общего образования;
федерального
компонента
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089
(далее - ФКГОС);
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлен для
учащихся 9 класса и рассчитан на 34 учебных часа.
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
очень актуален для выпускников. КИМы ОГЭ по русскому языку имеют свою
специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся
определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью
ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить
выпускника к ОГЭ по русскому языку. Курс составлен с учетом изменений в
КИМах ОГЭ по русскому языку. Кроме того, курс расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет
способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую
грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят
выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в
дальнейшем.
Цели курса:
формирование устойчивых практических навыков выполнения
тестовых и коммуникативных задач на ОГЭ;
совершенствование языковой грамотности;
совершенствование письменной речи;
освоение норм русского литературного языка;
развитие логического мышления
Задачи курса:
обобщить и повторить полученные знания по основным разделам
русского языка курса средней школы;
закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;
развивать умение составлять алгоритм к задаче;
сформировать умение использовать разные виды чтения;
развивать умение анализировать текст;
сформировать умение формулировать тезис и адекватно его
аргументировать;
сформировать навыки составления собственного текста;
сформировать умение искать и обрабатывать информацию;
практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче
государственной итоговой аттестации.
Предполагаемые результаты:
Освоение содержания учебного элективного курса «Подготовка к ОГЭ»
обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
• личностных:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою
речевую культуру.
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического
отношения к миру; понимание этики и эстетики.
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности,
составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать
свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые
стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать
информацию, получаемую из различных источников;
и
интерпретировать
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных
позиций;
- умение выбирать стратегию
максимального эффекта.
поведения,
позволяющую
достичь
• предметных:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе,
закономерностях его развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая
деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и
стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные
аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика
русского языка; источники расширения словарного состава современного
русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах;
практическое овладение основными нормами современного литературного
языка;
Выпускник на базовом уровне научится
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать
языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
- опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго);
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определённой
функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и
основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в
тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки
определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства
языка;
- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
- определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах
определённого стиля речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
осуществлять речевой самоконтроль.
Содержание курса
№
Раздел
кол-во
часов
Электронные
ресурсы
1
Введение
1
http://fipi.ru/oge-igve-9
2
Подготовка к написанию изложения
6
http://sdamgia.ru/
3
Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом
20
http://fipi.ru/oge-igve-9
4
Подготовка к написанию сочинениярассуждения
7
http://sdamgia.ru/
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема
Дата
Особенности ОГЭ-2024 по русскому языку: цели,
содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Заполнение бланков экзаменационной работы.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное
членение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия.
Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ
Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ
Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ
Написание сжатого изложения
Виды сочинений. Критерии оценки. Структура
сочинения.
Учимся формулировать тезис.
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из
исходного текста
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из
жизненного опыта
Учимся писать вывод сочинения.
Создание сочинения-рассуждения
Создание сочинения-рассуждения
Создание сочинения-рассуждения
Задание 2. Грамматическая основа предложения.
Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого.
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и
текста. Знаки препинания в простом предложении
Знаки препинания в осложненных предложениях: в
предложениях с однородными членами, обособленными
членами, обращениями, вводными конструкциями
(словами и словосочетаниями)
Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП,
БСП, а также в предложениях с разными видами связи
Оформление прямой и косвенной речи.
Задание 4. Синтаксический анализ предложения.
Главные и второстепенные члены предложения
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Количество грамматических основ
Задание 6. Повторение орфографии. Правописание
приставок, корней. Правописание суффиксов, окончаний
разных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное
написание слов
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Задание 7. Орфографический анализ текста.
Правописание приставок, корней. Правописание
суффиксов, окончаний разных частей речи. Слитное,
раздельное, дефисное написание слов
Задание 8. Лексический анализ слова, предложения,
текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов.
Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая
окраска слов
Задание 9.Синтаксический анализ словосочетания. Типы
подчинительной связи слов в словосочетании
Задание 10. Анализ содержания текста. Типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Главная мысль
текста.
Задание 11.Анализ средств выразительности. Тропы.
Фигуры речи.
Задание 12. Лексический анализ слова, предложения,
текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов.
Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая
окраска слов
Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок,
афоризмов, крылатых слов. Однозначные и
многозначные слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное
значение слова. Лексическое значение слова.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Программно-методическое обеспечение
1. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под
редакцией И.П. Цыбулько./ М., Национальное образование, 2019.
2. С.Ю. Иванова. ОГЭ-2019. Готовимся к государственной итоговой
аттестации по русскому языку в 9 классе: Тренировочные материалы для
подготовки к экзамену/ Самара: ООО «Офорт», 2019.
3. Т.Г. Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые
задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2018.
4. С.В. Драбкина Д.И. Субботин. Основной государственный экзамен. Русский
язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. /М., «ИнтеллектЦентр», 2018.
5. Е.А. Гингель, Е.В. Бузина, Н.Ю. Бабанова (под редакцией И.П. Цыбулько)
"Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС" 9 класс - М.:
Национальное образование, 2012.
6. Г.Т. Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста.
Аргументация. Образцы сочинений." - М.: Экзамен, 2013.
7. Г.Т. Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста.
Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2013.
8. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик "Изложения: тексты с
лингвистическим анализом" - М.: Линка-Пресс, 2010.
9. А.Г. Нарушевич "Методика работы над сочинением на лингвистическую
тему"
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru
11. Материалы сайта http://gia.edu.ru
Словари и справочники.
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2017
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,
граммати.ческие формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
3. Ианова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение.
Ударение. Грамматические нормы. /М., Русский язык.Медиа. 2005.
4.Ожеов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.
5. Русские словари http://www.slovari.ru/
1. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
2. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
3. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме
онлайн
4. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ОГЭ.